За кадром фильма «Одинокая женщина желает познакомиться»: «Аморальная» история Купченко и Збруева
495
просмотров
31 марта исполняется 83 года известному актеру театра и кино, народному артисту РСФСР Александру Збруеву. Он сыграл в кино около 80 ролей, но большинству знаком по фильму «Большая перемена». Гораздо реже телеканалы сегодня показывают мелодраму «Одинокая женщина желает познакомиться».

С момента съемок прошло уже 35 лет, и в эпоху соцсетей и сайтов знакомств уже никому не кажется экстраординарной ситуация, когда женщина сама проявляет инициативу в поиске второй половины. А в середине 1980-х гг. история, воплощенная на экранах Александром Збруевым и Ириной Купченко, многим показалась аморальной.

Как родился замысел фильма

Как родился замысел фильма Сценарист и режиссер Виктор Мережко

Однажды сценарист и режиссер Виктор Мережко гулял с ребенком на улице и вдруг увидел на столбе объявление, которое его поразило. На вырванном из школьной тетрадки листке было написано: «Одинокая женщина желает познакомиться с одиноким мужчиной», и внизу – номер телефона. Для начала 1980-х гг., когда и газетные объявления с подобным содержанием были большой редкостью, этот отчаянный шаг неизвестной женщины казался не просто нестандартным, но даже невероятным.

Ирина Купченко в фильме *Одинокая женщина желает познакомиться*, 1986

Когда Мережко пришел домой и рассказал об этом жене, она ему не поверила. Позже он вспоминал: «Это сейчас есть сайты знакомств, а в те годы такое объявление и вправду было экзотикой. Я побежал опять вниз, чтобы его снять и ей показать, а его уже нет. Я тогда решил, что женщина, которая его повесила, видимо, сама же его уже сорвала. У меня так и фильм заканчивается, когда Купченко – прекрасная актриса – срывает все свои объявления». Его киносценарии часто рождались из мимолетных наблюдений над повседневной жизнью, и один эпизод мог впоследствии перерасти в сюжет для фильма. Так произошло и в этот раз.

Ирина Купченко в фильме *Одинокая женщина желает познакомиться*, 1986

Сценарист попытался представить, какая женщина могла бы расклеить такие объявления, а потом сорвать их, и какие мужчины могли бы на них откликнуться. У него в голове тут же закрутился сюжет, воображение нарисовало образы немолодой, сомневающейся в своей привлекательности женщины, и спившегося циркового артиста. Всего за месяц Мережко написал сценарий и назвал его по фразе из того объявления.

Очередная творческая победа Ирины Купченко

Очередная творческая победа Ирины Купченко Актриса Ирина Купченко

Главную женскую роль в фильме режиссер Вячеслав Криштофович доверил Ирине Купченко. На тот момент ей было 38 лет, а ее героине по сценарию – 43. Это не стало проблемой для актрисы, ведь ей часто предлагали в кино образы женщин с изломанными судьбами, махнувших на себя рукой. Купченко согласилась на эту роль, рассчитывая, что она станет последней в галерее подобных образов: «Я часто играла в кино одиноких женщин. Видимо, потому режиссёр и пригласил меня на роль Клавдии. Этой ролью я, как тогда писали, «закрыла тему».

Ирина Купченко в фильме *Одинокая женщина желает познакомиться*, 1986

В ее исполнении героиня не выглядела жалкой и несчастной – Купченко создала образ трогательной, женственной и невероятно обаятельной героини, которая, несмотря на все свои сомнения и страхи, дает шанс на счастье себе и неказистому в глазах других кавалеру. Портниха Клава Почукаева оказалась очень близка актрисе потому, что этот образ резонировал с ее собственными представлениями о женской сущности и предназначении.

Ирина Купченко на съемках фильма *Одинокая женщина желает познакомиться*

Купченко говорила: «Картина дорога мне еще и тем, что она даёт понять: смысл жизни заключается не в той пресловутой независимости, о которой мечтает большинство женщин, не в материальном благополучии, а в биологическом, божественном предназначении женщины. Она должна любить и быть любима, должна рожать и воспитывать детей, должна быть просто счастливым человеком. Потому героиня в дождь, в темень бежит по улицам и расклеивает объявления: «Одинокая женщина желает познакомиться …», а потом ищет того единственного, кого ниспослала ей судьба. И пусть он – опустившийся и сломленный человек, у нее появляется возможность заботиться о нем, кормить его, обстирывать, спасать от самого себя и быть рядом с ним женщиной». В 1987 г. на Международном кинофестивале в Монреале актриса получила приз за лучшую женскую роль в этом фильме.

Непривычное амплуа Александра Збруева

Непривычное амплуа Александра Збруева Актер Александр Збруев

Если выбор Ирины Купченко на роль Клавдии Почукаевой многим казался очевидным и предсказуемым, то решение режиссера отдать роль спившегося неудачника без определенного места жительства Александру Збруеву было совершенно неожиданным и даже нелогичным. Этому актеру предлагали в кино совершенно другие роли, он выглядел, как настоящий романтический герой, успешный, благополучный, пользующийся успехом у противоположного пола.

Александр Збруев в роли Валентина Спиридонова

Вопреки ожиданиям, красавец и любимец миллионов зрительниц Збруев с непривычным для себя амплуа справился блестяще и создал очень убедительный образ. Актер признавался, что был рад возможности выйти за рамки образа «хорошего парня»: «После Ганжи в «Большой перемене» мне часто предлагали схожие роли. Тогда это называлось «герой фильма». И мне хотелось от этого уйти. Поэтому когда Криштофович предложил мне сыграть опустившегося человека, я тут же ухватился за этот материал... Валентин не простой человек – он бывший артист, который спился. По сути, хороший человек. Зрительницы очень жалели его. В финале Клавдия прогоняет моего героя, и наши сердобольные женщины потом писали Ирочке Купченко душераздирающие письма: «Найди его, Клава».

Аморальная история

Аморальная история Александр Збруев в роли Валентина Спиридонова

Сюжет фильма не был новым – во многих советских картинах затрагивалась та же тема, были такие же немолодые герои, которые разными, иногда нестандартными, способами пытались устроить свою личную жизнь («Одиноким предоставляется общежитие», «Влюблен по собственному желанию», «Самая обаятельная и привлекательная»). Однако способ, который выбрала для себя героиня Ирины Купченко, многим зрителям показался слишком экстравагантным, а ее попытка «предложить себя» по объявлению и публично заявить о своем одиночестве – просто возмутительной и аморальной.

Кадр из фильма *Одинокая женщина желает познакомиться*, 1986

Реакция публики была неоднозначной: среди критиков и зрителей начались жаркие споры. Кого-то шокировал образ Александра Збруева, кто-то считал, что Ирина Купченко не была убедительна в этой роли, что ее героиня слишком сложна для портнихи. Несомненно было одно: создатели фильма подняли действительно острые и не теряющие актуальности проблемы, вызывающие в обществе широкий резонанс.

Кадр из фильма *Одинокая женщина желает познакомиться*, 1986

Позже Виктора Мережко называли одним из главных знатоков женских характеров в отечественном кино, а сам сценарист признавался: «Еще когда был написан сценарий фильма «Здравствуй и прощай», мне сказали: «Вы хорошо пишете женский характер – это ваш конек». И тогда я придумал себе, что понимаю женщин. Но на самом деле женщин понять невозможно. Мужчина – это голова, женщина – сердце, самый непостижимый орган. Женщина – всегда глубже, богаче. Поставь женский персонаж в любую тупиковую ситуацию – она всегда найдет нестандартный выход. Всегда». Возможно, поэтому в фильме «Одинокая женщина желает познакомиться» и был открытый финал.

Александр Збруев и Ирина Купченко в фильме *Одинокая женщина желает познакомиться*, 1986

Он был одним из самых востребованных советских актеров, но в новом столетии зрители нечасто видели новые фильмы с его участием: Почему в последние 20 лет Александр Збруев редко появлялся на экранах.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится