Пик ее популярности пришелся на 1980-е гг., когда на экраны вышли фильмы «Военно-полевой роман» и «Мэри Поппинс, до свидания». Сегодня она может себе позволить выбирать сценарии и режиссеров, с которыми ей хочется работать, а в начале ее творческого пути режиссеры опасались приглашать ее на съемки – несмотря на несомненный талант и обаяние, актриса отличалась непредсказуемым характером и могла внезапно исчезнуть со съемочной площадки, как это происходило на съемках «Сибириады»…
Наталья Андрейченко начала сниматься в кино с 16 лет – желание выходить на сцену появилось у нее еще в 5-летнем возрасте, когда она впервые увидела балет «Спящая красавица». В Щепкинское училище ее не приняли, а вот во ВГИК удалось поступить с первой попытки. Ее первые роли в кино были эпизодическими, а в 22 года она получила первую главную роль, которая и принесла ей признание и популярность. Это была роль Насти Соломиной в киноэпопее Андрея Кончаловского и Леонида Эйдлина «Сибириада».
Наталья Андрейченко всегда была красавицей, а тогда при появлении юной актрисы на съемочной площадке у многих мужчин сердца начинали биться чаще. Не устоял перед ее обаянием и режиссер Андрей Кончаловский. В поисках актрисы на роль Насти Соломиной ему помогал студент ВГИКа Александр Панкратов-Черный – это он однажды привел Андрейченко в квартиру к режиссеру. Спустя годы Кончаловский вспоминал: «Высокая, статная, круглая, вся, как яблоко, крепкая – укусить невозможно. Она мне понравилась, я начал нести какую-то ахинею… Она стояла, готовила яичницу; я смотрел на ее икры, плотные, сбитые – вся казалась сделанной из одного куска. Сразу понял: она настоящая и, наверное, может сыграть Настю. Наташа Андрейченко – от природы актриса. В ней русская широта, ощущение себя в пространстве, стать, мощь… У нас с Наташей стало намечаться что-то романтическое. Я пригласил ее съездить со мной в Ленинград. Она пришла в малиновом бархатном берете. Берет мне как-то не очень понравился. Но поездка была приятной. Правда, потом наши отношения быстро завершились. У меня начался роман с Лив Ульман. Я вернулся из Норвегии. Пришла Наташа. Я сказал ей: «Очень сожалею, но...» Роль свою она сыграла прекрасно. Правда, по ходу съемок было несколько шумных историй».
Начинающая актриса режиссера на разочаровала – ее попадание в образ было стопроцентным. Но во время работы над фильмом его ожидал неприятный «сюрприз» – Андрейченко не раз срывала съемки, исчезая со съемочной площадки, иногда на несколько дней. Киногруппе приходилось разыскивать ее по всей округе. Виной всему была пагубная привычка – Андрейченко не скрывала, что в молодости много пила и могла прогулять весь месячный гонорар за один вечер в ресторане.
Домашнее воспитание было очень строгим, но в студенческие годы Наталья вырвалась из-под родительского контроля, ее захватила богемная жизнь. Спиртные напитки стали для нее символом свободы и вседозволенности. Сначала она просто из духа противоречия стремилась доказать родителям свою независимость, а потом пристрастие к алкоголю стало привычкой. Актриса признавалась: «Гуляли мы со страшной силой. Я тогда говорила: «Не люблю Париж только потому, что там нельзя раздавить бутылочку водочки с селедочкой за углом или в подъезде»… В какой-то момент протест зашкаливает. Ведь ты же маленькая, ты же ничего не понимаешь еще, ты еще не готова – ни ум, ни душа еще не готовы к самостоятельности, но они протестуют, и все. И я ушла из дома. А характер-то русский, необузданный, тут тебе и широта, и размах. Вот я с размахом и погуляла. Помню, как мы стоим с моей подружкой Гражиной Байкштите в магазине и Гражинка покупает крем «Пондс». 3 рубля 17 копеек. И мне говорит: «Купи себе крем, хороший. Или тебе не надо?» А я отвечаю: «Мне надо, но я себе сейчас просто не могу позволить…» При этом я прошлым вечером прогуляла в ресторане ровно 317 рублей».
«Это не женщина, это головная боль, – говорил о ней режиссер. – Накануне съемок она исчезала, найти ее было невозможно, где, по каким загульным компаниям ее носило, никто дознаться не мог – даже Саша Панкратов. Потом она, так же нежданно, как и исчезала, возникала в группе, замечательно работала... В одну из бурных июльских ночей, проходивших вне пределов моего внимания, Наташа Андрейченко, Саша Панкратов и Павел Петрович Кадочников, народный артист СССР, были арестованы милицией за то, что купались голыми в реке – посреди Калинина, нарушали общественный порядок, громко кричали и пели. Подъехала милицейская коляска, их выудили из воды и, мокрых, доставили в участок».
Чтобы не останавливать съемки из-за Андрейченко, Кончаловский пригласил дублершу, которую снимали со спины. Зрители наверняка не заметили того, что в некоторых кадрах на самом деле была не Наталья. Самостоятельно справиться с буйным нравом актрисы Кончаловскому не удавалось, и он даже звонил со съемок ее отцу, чтобы предложить отправить ее на принудительное лечение. Об этом его просил даже лично министр кинематографии Филипп Ермаш – он вызвал отца актрисы на беседу и сказал, что Андрейченко нужно спасать. Но родители прекрасно понимали, что без ее согласия ничего не получится. Через некоторое время Андрейченко сама осознала, что зашла в тупик и попросила о помощи.
Ее отец нашел врача, у которого было какое-то экспериментальное «специальное американское лекарство». Он обещал, что после одного укола Наталья больше никогда не притронется к спиртному. А после этой процедуры он предложил проверить эффект и налил ей пива. После этого у Андрейченко моментально произошла остановка дыхания и наступила клиническая смерть. К счастью, ее удалось вернуть к жизни с помощью электрошока.
Этот урок она запомнила навсегда и с тех пор не злоупотребляла алкоголем. Благодаря этому она смогла продолжить кинокарьеру и после «Сибириады» сыграла свои самые яркие роли. Андрейченко признавалась: «Дело ведь не в страхе, дело в понимании... Нет, я как-то попробовала. Почему-то подумала, что это возможно, – и убедилась, что невозможно. Я не хочу снова скатываться туда, где я была до лечения. Поэтому и пробовать больше никогда в жизни не буду».
Все эти мучения оказались не напрасными – за «Сибириаду» Андрей Кончаловский получил Гран-при жюри Каннского кинофестиваля 1979 г., а Наталья Андрейченко заслужила всесоюзную популярность и признание, после чего сыграла немало ярких ролей: Петр Тодоровский и его жизненные фильмы о войне.