Структура карточной колоды не менялась на протяжении нескольких веков. Старшинство карт и их масти всем известны. В старину, правда, фигурам с изображениями людей придавалось важное значение.
Джокер (шутник) – изображается в виде шута и входит в стандартную «французскую колоду». По одной из версий, придворный дурачок появился в колоде из карт таро, там действительно есть такая фигура. Безумец на ней бодро шагает к обрыву, а собачка пытается его удержать от рокового шага. Обязательными атрибутами являются палка с висящим мешком – символ путника и колдовские атрибуты одновременно. Интересно, что Джокер появился в колодах не раньше XIX века и сначала изображался с человеческой головой (черепом) на палке, затем этот мрачный символ заменили на шутовскую погремушку или музыкальные «тарелки», а сейчас могут и без лишних атрибутов изобразить.
Карточные короли изначально носили имена знаменитых исторических мужей: Карл Великий (черви), библейский царь Давид (пики), Юлий Цезарь (бубны) и Александр Македонский (трефы). Слово Валет происходит от французского «слуга», «лакей», ближе всего к нему «вассал». В старину на Руси эту фигуру называли «холоп» или «хлап». Обычно на игральной карте изображается молодой человек. Все валеты по европейской версии также имеют реальные прототипы: французский рыцарь Ла Гир по прозвищу Сатана (черви), а также герои эпоса Ожье Датчанин (пики), Роланд (бубны) и Ланселот Озерный (трефы).
Дамы появились в колоде гораздо позднее, и на счет их персон единодушия нет. Чаще всего указывается следующее: Афина, богиня мудрости (пики), Аргина, анаграмма латинского Regina, королева (трефы), библейская Рахиль (бубны) и Елена Троянская (черви). Таким образом на карточном столе, при некоторой фантазии, можно разыграть настоящее «сражение» между известными историческими и мифологическими персонажами.
Карточные масти тоже несли когда-то глубокий смысл, который постепенно забылся. Чтобы вспомнить его, нужно обратиться к древнеиндийскому варианту этой игры. Такие карты назывались ганджифа и имели круглую форму. На них изображалась фигура четырехрукого Шивы, который держал кубок, меч, монету и жезл. Скорее всего, эти символы четырех индийских сословий и дали начало современным карточным мастям.
В Европе мечи превратились в «пики», кубки – в «черви», монеты – в «бубны», а жезлы – в «трефы». Но и в более поздней традиции масти по-прежнему соответствовали четырем основным феодальным классам: военные, духовенство, купечество и крестьянство. На разных языках эти названия звучат по-разному. Например, в Англии и Германии это лопаты, сердца, бриллианты и дубинки, а в Италии – копья, сердца, квадраты и цветы. На немецких картах еще можно встретить старинные имена мастей: желуди, сердца, колокола и листья.
Интересно, что существует еще одна, оккультная трактовка карточных мастей, ее приводят в пример, когда из религиозных соображений запрещают играть в карты. В такой интерпретации «крести» символизируют крест, на котором был распят Иисус, «пики» - копье святого мученика Лонгина Сотника, «черви» подразумевает евангельскую губку на трости, с помощью которых поили распятых, а «бубны» - четырехгранные гвозди, пронзившие ноги и руки Спасителя.
Интересно, что в разные исторические эпохи, при крупных политических изменениях были попытки изменить карточные фигуры и масти, но они не увенчались успехом. Так, после Великой французской революции рисовали колоды с национальными героями, в СССР в годы НЭПа были попытки изображать на картах рабочих с крестьянами и даже ввести новые масти: «серпы», «молоты» и «звезды».
В начале XX века Костюмы для императорского бала послужили темой для новой колоды карт