Жанна Д’Арк на экране: кто из актрис убедительнее всех вжился в образ Орлеанской девы с 1899 года до наших дней
0
2
1,133
просмотров
Эта незаурядная личность ставшая национальным символом Франции и католической святой, всегда приковывала внимание не только историков, но и писателей, художников и режиссеров. Она стала героиней множества произведений искусства. Точное количество экранизаций не установлено – известно, что их было более 30, но некоторые из них не сохранились – это было еще в эпоху немого кино, начиная с 1899 г. Кто из актрис создал самый органичный и убедительный образ Жанны Д’Арк на экранах – судить вам.
Кадр из фильма *Жанна Д’Арк*, 1899

Этот сюжет интересовал режиссеров буквально с первых дней рождения кино. Еще в 1899 г. Жорж Мельес снял 10-минутный немой фильм «Жанна Д’Арк», премьера которого состоялась в США в ноябре 1900 г. К столетию фильма его сделали цветным. Главную роль исполнила актриса Жанна Д’Альси. Несмотря на ограниченный хронометраж, режиссер попытался уместить в сюжете все главные события жизни Орлеанской девы – от явления ей святых, напророчивших спасение Франции от завоевателей-англичан, до плена и смерти на костре. Хрупкая и женственная, Жанна Д’Арк в этом фильме выглядела не воительницей, а кроткой святой в белых одеждах.

Оперная певица Джеральдина Фаррар примерила на себя образ Жанны Д’Арк в 1916 г.

В 1916 г. был снят американский немой фильм «Женщина, Жанна», главную роль в котором исполнила оперная примадонна Джеральдина Фаррар. За 5 лет работы в немом кино она сыграла около дюжины ролей, и лучшей из них критики называют Жанну Д’Арк.

Кадры из фильма *Страсти Жанны Д’Арк*, 1928
Кадр из фильма *Страсти Жанны Д’Арк*, 1928

В немом кино было еще несколько экранизаций этого сюжета, одна из которых стала классикой мирового кино – это был 80-минутный немой фильм «Страсти Жанны Д’Арк» 1928 г. Его снял датский режиссер Карл Теодор Дрейер, а главную роль исполнила театральная актриса Рене-Жанна Фальконетти. Когда режиссер впервые увидел ее в одном из спектаклей, он сказал: «За этой внешностью скрывалась душа». В этом фильме речь идет о суде и последних днях Жанны Д’Арк. Режиссер полностью отказался от грима и снял фильм как «диалог» крупных планов Жанны и ее инквизиторов. По мнению многих критиков, по своей глубине и психологизму работа Дрейера до сих пор остается одной из лучших экранизаций. Актриса настолько погрузилась в этот образ, что это привело ее к тяжелому нервному истощению, и после этого она перестала сниматься в кино. Судьба картины была загадочной – сначала пленка была утрачена во время пожара, и режиссеру пришлось заново создавать фильм из ранее забракованных им материалов, а в 1981 г. почти полная первоначальная версия фильма была найдена в психиатрической клинике Осло.

Ингрид Бергман в фильме *Жанна Д’Арк*, 1948

Знаменитая шведская и американская актриса Ингрид Бергман появлялась в образе Жанны Д’Арк несколько раз на театральной сцене и дважды – в кино. В основу фильма «Жанна Д’Арк» Виктора Флеминга 1948 г. легла бродвейская постановка с Бергман в главной роли, о которой критики писали: «Ее Орлеанская дева оставляет в памяти глубокое удовлетворение и благодарность». «Жанну Д’Арк» называли главным кинособытием 1949 года во всем мире, хотя многие критики писали, что Орлеанская дева в исполнении миловидной и пышущей здоровьем Ингрид Бергман лишена характера и индивидуальности. Это был последний фильм постановщика «Унесенных ветром» Виктора Флеминга и последняя роль Бергман в Голливуде перед ее отъездом в Европу. Там она вышла замуж за режиссера Роберто Росселини, который в 1954 г. снял еще один фильм с ее участием – «Жанна Д’Арк на костре».

Ингрид Бергман в мюзикле *Жанна Д’Арк на костре*, 1954

В советском кинематографе этот образ тоже не был обойден вниманием. Правда, фильм Глеба Панфилова «Начало» был не о Жанне Д’Арк, а о девушке Паше Строгановой, которая играла в провинциальном самодеятельном театре и однажды получила роль Орлеанской девы в исторической драме. Инна Чурикова создала один из самых ярких образов Жанны Д’Арк. Интересно то, что изначально режиссер хотел снимать кино исключительно о французской национальной героине, но его идея не нашла одобрения у руководства: «Видимо, по идеологическим причинам. Ну почему Жанна д’Арк, а не Зоя Космодемьянская? Почему Франция, а не Россия? Художнику трудно ответить на эти вопросы. Образ Жанны всегда меня волновал своей мощью, одухотворенностью. У нее была большая идея – сделать свою страну свободной. И она осуществила ее – это феноменально. Она волновала и волнует меня как личность… Для меня Жанна такая же, как и Инна Чурикова, человек безупречного душевного и физического здоровья, человек по природе мажорный. Инна и Жанна встретились для меня в одном образе».

Инна Чурикова в фильме *Начало*, 1970
Инна Чурикова в фильме *Начало*, 1970

В 1994 г. французский режиссер Жак Риветт снял эпическое шестичасовое полотно из 2-х частей «Жанна-дева», где он попытался воссоздать не образ Жанны-святой, а образ Жанны-человека, со всеми страхами, сомнениями и непониманием истинной природы своей силы. Главную роль сыграла знаменитая французская актриса Сандрин Боннэр. В ее исполнении Орлеанская дева – прежде всего простая крестьянка, земная девушка в мужских военных доспехах.

Сандрин Боннэр в роли Жанны Д’Арк, 1994
Сандрин Боннэр в роли Жанны Д’Арк, 1994

В 1999 г. вышло сразу два фильма о Жанне Д’Арк – канадский и французский. В первом из них – мини-сериале «Жанна Д’Арк» – главную роль исполнила 17-летняя Лили Собески. Критики и зрители высоко оценили работу юной актрисы, и в 2000 г. она получила премию «Золотой глобус» как «лучшая актриса мини-сериала или фильма на ТВ»

Лили Собески в роли Жанны Д’Арк, 1999
Лили Собески в роли Жанны Д’Арк, 1999

Одной из самых известных в мире экранизаций является фильм Люка Бессона «Посланница: История Жанны Д’Арк», вышедший в том же 1999 г. Главную роль в нем сыграла жена режиссера Мила Йовович, которая олицетворяла его представления о хрупкой, но мужественной девушке, ставшей национальной героиней Франции. Это был, наверное, самый дорогой проект об Орлеанской деве – бюджет фильма составил 85 млн долларов, но он не окупил себя даже в мировом прокате. В исполнении Милы Йовович Жанна Д’Арк выглядела нервной, самоуверенной, экзальтированной и даже сумасшедшей. «Я очень хотела, представляя Жанну на экране, показать ее человечность. Мне кажется, что она пряталась за фасадом святости так долго, что никто и не пытался понять ее как реально существовавшего человека. Я внимательно прочла сохранившиеся протоколы суда над ней, переведенные с латыни на английский. Из них совершенно очевидно вырастает реальная личность. Она импульсивна и обладает мнениями и определенной манерой общения с людьми...», – объясняла актриса.

Кадр из фильма *Посланница: История Жанны Д’Арк*, 1999
Мила Йовович в роли Жанны Д’Арк, 1999

Наконец, одной из последних экранизаций стал фильм французского режиссера Филиппа Рамоса «Молчание Жанны» 2011 г., повествующий о последнем этапе жизни Жанны Д’Арк. В этом фильме нет эффектных масштабных баталий, но благодаря прекрасной игре Клеманс Поэзи он заслужил признание среди зрителей.

Кадр из фильма *Молчание Жанны*, 2011

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится