В ее фильмографии – около 40 работ, но «звездой кино» ее вряд ли можно было назвать. Главные роли ей доставались редко, хотя зрители наверняка запомнили ее по фильмам «Инспектор уголовного розыска» и «Рожденная революцией». На ее долю выпало немало испытаний: едва появившись на свет, она попала в концлагерь, а на закате дней оказалась на чужбине…
Она ничего не знала о своих родителях. Екатерина родилась в Ленинграде в 1940 г., а в 1942 г. ее семья попала в руки фашистов и была отправлена в концлагерь «Саласпилс» в Латвии. Там девочка находилась 1,5 года. Ее родители погибли, а сама она чудом выжила. Годы спустя она узнала о том, что в списках детей, оказавшихся в Саласпилсе, ее упоминали как Китти Крупенину. Имен матери и отца узнать так и не удалось.
После освобождения из концлагеря девочку отправили в детдом, а оттуда ее забрала под опеку семейная пара из Риги. Ей изменили фамилию на Крупенникову, чтобы ее никто не мог найти, а отчество она получила по имени своего опекуна. Только в 1990 г., когда открыли списки узников концлагеря в Центральном архиве Риги, Екатерина узнала свою настоящую фамилию. Она попыталась разыскать своих родственников, но по прошествии 50 лет эти поиски оказались безуспешными.
Окончив школу в Риге, Екатерина отправилась в Москву и с первой же попытки поступила в Щукинское училище. О ее актерском потенциале говорил тот факт, что она получила диплом с отличием и приглашения из нескольких столичных театров. Крупенникова выбрала «Ленком» – ей очень хотелось поработать с легендарным режиссером Анатолием Эфросом.
Загубленная актерская карьера
В кино актриса дебютировала в 23 года в короткометражке «Когда казаки плачут», а через 2 года получила свою первую главную роль в военной драме «Хочу верить». Точнее, в этом фильме она исполнила сразу две главные роли – главной героини и ее дочери. После этого актриса долгое время получала только роли второго плана. Ее кинокарьера могла бы сложиться намного успешнее, если бы она осталась в Москве. Но так сложилось, что уже через 2 года после своего дебюта на сцене «Ленкома» Крупенникова ушла из театра и уехала в Киев.
Пробы к фильму «Хочу верить» проходили в Киеве, и там актриса познакомилась с кинооператором Владимиром Давыдовым. Он влюбился в нее с первого взгляда и потом не раз приезжал к ней в Москву, уговаривая выйти за него замуж и переехать к нему. Крупенникова поддалась на уговоры, о чем впоследствии очень сильно жалела.
Муж обещал ей, что после рождения сына они все вместе отправятся в Москву, но позже оказалось, что он на самом деле не намеревался уезжать из Киева. Их брак через несколько лет распался – Давыдов встретил другую женщину и ушел из семьи. Так актриса потеряла и мужа, и свой любимый театр. А ведь перед увольнением она начала репетировать в «Ленкоме» роль Маши в «Чайке» в постановке Эфроса, перед ней открывались блестящие перспективы и в театре, и в кино.
Спустя годы актриса признавалась: «Это была непростительная ошибка… Боль и сожаление от того, что я вместо актрисы одного из лучших театров страны стала актрисой Театра киноактёра киностудии Довженко, при воспоминаниях о тех годах не проходит и сегодня, на склоне лет: именно театр (а не кино) был моим актёрским призванием и детской мечтой, которую я сама и разрушила...».
Нельзя сказать, что ее актерская карьера после переезда пошла под откос, ведь актриса много снималась на Киностудии им. А. Довженко, и среди ее работ были яркие роли. Например, в дилогии «Инспектор уголовного розыска» и «Будни уголовного розыска» и в фильме «Рожденная революцией». Но нельзя отрицать и тот факт, что в Москве ее творческая судьба наверняка сложилась бы куда более успешно. В всяком случае, в театре она смогла бы реализовать свой творческий потенциал. Однако история, как говорится, не терпит сослагательного наклонения.
20 лет на чужбине
После распада СССР в кинематографе наступил кризис, и в 1990-е гг. новых предложений от режиссеров актриса получала все меньше и меньше. Она занималась дублированием фильмов, в основном, индийских, и озвучила около 100 картин. Свою последнюю роль в кино Крупенникова сыграла в 1998 г. в фильме, название которого оказалось символичным, – «Тупик». Для нее это действительно был тупик – работы не было, а в Киеве она осталась совсем одна.
После развода с ней ее бывший муж снова женился, а позже уехал вместе с женой и своими родителями в США. Когда их сыну Кириллу исполнился 21 год, отец ушел из жизни, и парень отправился в Лос-Анджелес, чтобы проводить его в последний путь. Родственники предложили Кириллу задержаться в Америке и продолжить там учебу. В итоге он остался там навсегда.
В 2000 г. сын предложил матери переехать к нему. Она согласилась, ведь на родине ее уже ничего не держало. Той страны, в которой она выросла и которую любила всем сердцем, больше не было. В новой действительности она не находила для себя места. Крупенникова чувствовала себя одинокой среди людей, к тому же единственный родной человек оказался за океаном. И в 60 лет актриса рискнула начать свою жизнь заново в эмиграции.
Долгое время о ее дальнейшей судьбе ничего не было известно, но спустя 10 лет Крупенникова вышла на связь со своими поклонниками на форуме сайта, посвященного кинематографу. Актриса рассказала о том, что живет в Лос-Анджелесе, что ее сын пошел по стопам отца и стал кинооператором, что у нее появилась внучка. В США жизнь Крупенниковой сложилась благополучно, но в ее словах было столько тоски, что сжималось сердце.
Актриса писала: «Живу одна в маленькой квартирке с собачкой, моим маленьким дружком, мини-шнауцером Маргошей, у самого океана, на краю света, так далеко от моих друзей и Родины. Живу более-менее благополучно, но душа моя всё равно не здесь… При возможности летаю в Киев, Москву, повидать друзей и отогреть душу. Сын и внучка, самые дорогие мне люди, только меня в Америке и держат. Вроде бы, и грех жаловаться, но это – не моя страна всё равно… Живу как бы в красивой, но чужой декорации...».
«Забытое ископаемое нашей бывшей страны»
В кино она больше не снималась. Когда актрисе задавали вопросы о том, почему она не продолжила свою карьеру в «нулевых», когда отечественный кинематограф возродился, Крупенникова отвечала, что сознательно завершила свой кинопуть. Она говорила, что не хотела мелькать на экранах в образах бабушек в крохотных эпизодах сериалов, как это происходило со многими ее коллегами-ровесницами.
Участвовать в разнообразных телешоу, по примеру многих звезд, утративших былую славу, актриса тоже не хотела. Она категорически отказывалась делиться подробностями своей личной жизни и перемывать кости знакомым актерам. «Я разделила своё прошлое и настоящее, не имея желания анализировать свою сегодняшнюю жизнь перед зрителями, и сделала все, чтобы обо мне забыли. Я – забытое многими сегодня «ископаемое» нашей бывшей страны, так и не принявшее «новые ценности» и не «перестроившееся» на новый стиль жизни после разрушения моей Родины», – признавалась актриса.
Она не чувствовала себя совсем одинокой в Лос-Анджелесе – она часто виделась с родными, дружила с еще одной актрисой-эмигранткой, матерью Миллы Йовович Галиной Логиновой. Но на чужбине Крупенникова не чувствовала себя счастливой. 25 июня 2021 г. она ушла из жизни в возрасте 81 года. К сожалению, в СМИ написали об этом только несколько небольших заметок…