Монтесума I: строитель ацтекской империи
693
просмотров
Монтесума I известен значительно меньше, чем его знаменитый тезка, «последний император ацтеков». Однако именно он был строителем державы, которую так и не смог отстоять его незадачливый потомок. При нем также были посеяны давшие гибельные всходы семена. А его жизнь вместила целую эпоху.

БЕДНЫЙ ЖЕНИХ

О рождении Монтесумы повествует несколько ацтекских хроник. В одной из них, записанной в конце XVI в. Чимальпаином, об этом сказано довольно кратко:
«Год 10 Кролик (1398)…
родились Мотекуцома старший, Илгуикамина,
блистающий, как сверкание яшмы,
который пришел в мир, когда Солнце уже стояло высоко.
Его мать была принцесса из Куаунауак (Куэрнавака),
ее звали Мийагуахиутцин (Миауашиуитль).
И Тлакаэлель, который родился утром того же дня,
когда Солнце, как мы говорим, собиралось подняться…
У них были разные матери,
но у них был один отец Гуитцилигуитл II (Уицилуитль II),
король Теночтитлана» [3, 267].

Монтесума I в представлении современного художника

Примечательное в этом кратком сообщении — упоминание сводного брата Монтесумы Тлакаэлеля, сыгравшего, как и он, важную роль в становлении государства ацтеков. В хронике подчеркивается, что они, хоть и родились в один день, не могли быть близнецами, как ошибочно считал кое-кто из хронистов, «так как у них… разные матери».

 Внук Второго Монтесумы Альварадо Тесосомок более пространен — он приводит любопытную легенду о рождении будущего правителя ацтеков.

Владыка ацтеков Уицилуитль решил жениться на дочери царя Куаунауака, но ее отец высмеял вождя малого племени, ютящегося на островке посреди озера.

— Что он может дать ей? — спросил он сватов. — Только то, что растет в воде? И раз его видели в набедренной повязке из тростника, растущего в грязной воде, он и ее будет одевать таким же образом?

 Уицилуитль был расстроен отказом, но бог Тескатлипока обещал ему, что поможет пробраться к принцессе. А это было нелегкой задачей, ведь отец девушки — правитель-маг. Он окружил дочь пауками, скорпионами, змеями, летучими мышами, чтобы никто не мог проникнуть во дворец и обесчестить красавицу.

Тескатлипока подучил ацтекского вождя украсить дротик драгоценным камнем и выстрелить поблизости от дворца. Уицилуитль так и поступил.

 Дротик упал во внутренний дворик, где отдыхала принцесса. Она принялась рассматривать его, а после решила попробовать дорогой камень «на зуб», проглотила его… и забеременела. После этого строгий отец сам был рад выдать замуж дочурку — в непорочное зачатие он вряд ли верил.

Уицилопочтли

Так как Монтесума I носил прозвище Илуикамина, т. е. «Стреляющий в небо», полагают, что легенда о его чудесном появлении на свет была создана во времена его правления. В ней земной владыка уподобился богам: рожден как покровитель племени Уицилопочтли, а его помощник — сам Тескатлипока. Но до обожествления пришлось пройти нелегкий путь.

 Благодаря браку Уицилуитля с принцессой из Куаунауака ацтеки получили доступ к хлопку и обильным житницам, однако… Куда больше веса имела другая жена — дочь царя тепанеков, могущественного Тесосомока, под чьей властью тогда находились ацтеки. Именно ее сыну оказали предпочтение старейшины, когда пришло время выбирать нового владыку. Их не остановило даже то, что внук Тесосомока был еще подростком.

БОРЬБА ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ

Юный Чимальпопока пришел к власти в непростое время. В борьбе за главенство над долиной Мехико столкнулись две могущественные силы: тепаники, чья столица находилась на западном берегу озера Тескоко, и аколуа (тескокцы), населявшие восточный берег. В 1418 г. тепанекам удалось захватить их столицу — г. Тескоко. Правитель Иштлильшочитль попытался скрыться, однако был настигнут и убит. Чувствуя приближение погони, он предусмотрительно велел укрыться своему наследнику — 16-летнему Несауалькойотлю.

 Ацтеки в этой войне сражались на стороне тепанеков и получили богатую добычу — по некоторым сведениям, к ним отошел город Тескоко. Возвышение данников не пришлось по вкусу тепанекской знати, в особенности — «наследным принцам». К тому же правитель ацтеков был родственником не только их царя, но и беглого Несауалькойотля. Но тронуть внука могущественного Тесосомока до смерти деда никто не решался.

 Сами ацтеки также тяготились подчиненным положением. Среди высших военачальников и жрецов возникла группировка, ратующая за обретение независимости и поддерживающая связь с опальным тескокским владыкой. Монтесума входил в эту группу, но «запевалами» в ней были его дядя Ицкоатль, сын первого вождя ацтеков от рабыни, и еще один сводный брат — Тлакаэлель.

Уицилуитль в представлении современного художника

При жизни Тесосомока Чимальпопоке удавалось удачно лавировать между противоборствующими группировками, но после его смерти он сделал ошибку.

 Тесосомок назначил наследником среднего сына, но власть захватил старший — Маштла. Правитель ацтеков был сторонником официального претендента и ввязался в заговор, чтобы вернуть тому трон. Однако узурпатор действовал быстрее и расправился: сперва — с незадачливым братом, а после — с взбунтовавшимся вассалом.

 Существует и другая версия: Чимальпопоку убрал Ицкоатль, недовольный его нерешительностью. Или же — помог в этом деле тепанекам, а после, став царем, объявил «главным злодеем» Маштлу и получил законный повод для войны. По смутным свидетельствам хроник, он мог использовать в этом деле Монтесуму, а после отодвинул родовитого племянника на задний план. Но продолжал прибегать к его помощи.

 Когда Маштла увеличил размер дани, Ицкоатль доверил Монтесуме опасную и деликатную миссию — заключить союз против тепанеков с Несауалькойотлем, собиравшим силы для реванша. Наследник тескокского трона приходился тому кузеном — близким родственником. Таким образом, именно Монтесума Илуикамина стоял у истоков политической структуры, получившей в дальнейшем название Тройственного Союза и определявшей историю Мексики на протяжении последующей сотни лет. Но в официальной ацтекской истории куда ярче расписаны подвиги его сводного брата Тлакаэлеля: драматичный призыв к борьбе за независимость и не менее театральное посольство к Маштле. Тот умело работал на публику.

Война началась в 1428 г., вскоре после прихода к власти Ицкоатля. Против тепанеков выступила мощная коалиция. В нее входили, помимо ацтеков и тескокцев, жители долины Пуэблы — тлашкаланцы и уэшоцинки, а также мелкие властители долины Мехико, недовольные возросшими поборами. Маштла же терял союзников. В конце концов, по некоторым сведениям, ему изменила и часть тепанеков.

Изображение Тескатлипоки в кодексе Борджиа

Ицкоатль, Тлакаэлель и Монтесума командовали крупными соединениями. Наиболее прославлены в источниках подвиги двух первых полководцев — царя и его одаренного племянника. Монтесума — опять же в тени. Но дело свое он знал и воевал успешно. Аскапоцалько пал, Маштла погиб. Ацтеки получили независимость. Несауалькойотль — назад свою державу.

Победители решили заключить союз, прообразом которого служила договоренность Монтесумы — уже не для разовой кампании, а для систематических завоеваний. Третьим участником в нем стал… правитель тепанекского города Тлакопан — то ли за помощь в войне, то ли для гарантии лояльности бывших хозяев Долины. Таким образом, Тройственный Союз вождей стал также союзом трех народов: ацтеков, аколуа и тепанеков. Доля награбленных богатств распределялась так: Тескоко и Теночтитлан брали по 2/5, а Тлакопан — 1/5.

Помимо Тройственного Союза, в 30-х гг. XV в. складывались и другие политические объединения, ставшие со временем его противниками. Первое, «конфедерация Чалько-Амекамекан», находилось на юге Мексиканской долины и оспаривало у союзников контроль над нею. А за ее пределами, в Пуэбле, набирали вес и богатели бывшие союзники тескокцев — тлашкаланцы и уэшоцинки. Пройдет немного лет — их независимость станет вызовом имперским устремлениям ацтеков.

Ицкоатль покорил богатую область Шочимилько, расположенную на юге Мексиканской долины, на берегах одноименного озера и являвшуюся важным сельскохозяйственным центром. После пала вотчина деда Монтесумы — богатый хлопком Куаунауак. Это было первое завоевание ацтеков за пределами долины Мехико.

В результате удачных походов благосостояние ацтеков возросло, но как обычно водится — не всех. В обществе шло имущественное расслоение, появились так называемые «титулы знатности». Изменилась и религиозная доктрина. Ученые считают — так называемая военно-мистическая концепция, согласно которой ацтеки — избранный народ, обязанный кормить Солнце кровью жертв, сложилась во времена правления Ицкоатля. Она служила хорошей мотивацией для воинов — наряду с долей награбленных у побежденных богатств.

Гибель Чимальпопоки, приход к власти Ицкоатля и война с Маштлой по кодексу Теллериано-Ременсис

Создание этой доктрины приписывают брату Монтесумы Тлакаэлелю. Царь поддержал почин племянника и сжег все старинные рукописи — в них ацтекам уделялось недостаточно внимания. Поэтому теперь ранняя история долины Мехико известна в отредактированном ацтекскими мудрецами варианте.

 Ицкоатль скончался в 1440 г., завещав преемнику небольшое, независимое, бурно растущее царство.

 Прдолжение следует: Ацтекские «Цветочные войны»: жертвоприношения и каннибализм

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится