Представляем дюжину фактов об Эмиле Нольде.
Факт 1: Крестьянин с «деревенским» псевдонимом
Ганс Эмиль Хансен (это настоящее имя художника) родился 7 августа 1867 года. Он был четвертым из пяти детей в фермерской семье, и судьбой ему было предназначено заниматья крестьянским трудом. Девять поколений (!) предков Эмиля по линии матери владели фермой, но сам он выбрал иной путь и предпочел искусство. В качестве псевдонима Эмиль взял название деревни, где родился, — Нольде.
Факт 2: Немец с датским гражданством
Итак, Эмиль Хансен родился в деревне Нольде близ города Тёндер. Эта территория между Германией и Данией в то время принадлежала Пруссии, а после первой мировой перешла под контроль Копенгагена. После этого Эмиль Нольде получил гражданство Дании и всю жизнь оставался датским подданным, но при этом всегда называл себя немецким художником.
Факт 3: Мастер на все руки
Изначально Эмиль Нольде осваивал не живопись, а ремесло резчика по дереву. Он учился в школе художественных ремесел во Фленсбурге и работал резчиком на мебельных фабриках в Мюнхене и Карлсруэ. Однако вскоре Нольде сменил резцы и стамески на кисти и краски. И это неудивительно: главной чертой Нольде-художника стала удивительная работа с цветом. Недаром его друг, коллекционер графики Густав Шифлер писал, что Нольде «видит мир не в линиях, а в цветах».
Впрочем, Эмиль Нольде не ограничивался живописью и графикой. Он также делал гравюры на дереве и литографии, создавал скульптуры и занимался керамикой.
Факт 4: Первый успех художнику принесли горы
В 1890-х Эмиль Нольде нарисовал горы Швейцарии, но это не были традиционные альпийские пейзажи. Художник сохранил узнаваемые силуэты горных вершин и при этом снабдил каждую человеческим лицом со своим характером и эмоцией.
Одолжив денег, он выпустил серию открыток с этими изображениями. Открытки прекрасно разошлись и принесли Эмилю Нольде известность, достаток и возможность полностью посвятить себя искусству.
Надо отметить, что в творчестве Нольде, особенно раннем, часто встречаются фантастические мотивы, их герои — невероятные существа, не имеющие названий.
Факт 5: Жена – актриса
В феврале 1902 года Эмиль Хансен женился на датской актрисе Аде Вилструп. Кстати, именно после свадьбы он взял псевдоним, и его молодая жена стала Адой Нольде.
Благодаря своей жене художник прикоснулся к богемной жизни Берлина и рисовал актеров, певиц и танцоров.
Факт 6: Эмиль Нольде много странствовал
Художник ездил по Европе, побывал в Вене, Париже и Копенгагене, в Швейцарии, Англии, Испании и Италии. Кроме того, в 1913—1914 гг. колониальное ведомство Германской империи организовало экспедицию в Новую Гвинею (в то время — колонию), и Эмиль Нольде вошел в состав экспедиции. Эту поездку он совершил вместе с женой.
Побывав на островах Океании, путешественники вернулись на родину через Африку. В поездке Эмиль Нольде писал пейзажи и натюрморты, а также сделал множество зарисовок разных национальных типов.
Факт 7: Мемуары
Эмиль Нольде писал не только картины, но и книги. В 1931 году вышли в свет его мемуары «Моя жизнь», а в 1934-м — «Годы борьбы». В последней книге (название которой так напоминает о другом произведении) Нольде высказывал весьма противоречивые мысли. Он писал о своем противостоянии с «еврейским господством» в немецком искусстве, рассуждал об образе Иисуса («Если мы хотим видеть в Христе и апостолах арийца, то не будут ли китайцы видеть в нем китайца, а негры — черного?») и при этом заявлял: «Нет худших или лучших рас — перед Богом они все равны».
Факт 8: Нольде спроектировал свой дом
После путешествий и жизни в Берлине художник поселился неподалеку от родных мест, в Зеебюле. По проекту Нольде на холме, возвышающемся над округой, было построено кирпичное здание с плоской крышей.
В доме были обустроены жилые комнаты, мастерская художника, а еще его мечта — картинная галерея.
Снаружи дом Нольде выглядит более чем лаконично, зато его интерьеры — красочные и яркие. Некоторые предметы мебели также были сконструированы хозяином дома, что неудивительно, учитывая его первую специальность. Ну, а текстиль в интерьерах — это уже совместное творчество супругов Нольде: Ада рукодельничала по эскизам мужа. Кроме того, Ада и Эмиль вместе превратили местность вокруг дома в сад с цветниками и фонтаном. Именно здесь художник писал свои цветочные акварели.
В общем, дивное место и жизнь, наполненная трудом и творчеством. Истинный рай! Если бы не политика.
Факт 9: «Лидер» среди «дегенеративных художников»
В 1934 г. Эмиль Нольде вступил в ряды НСДАП. Идеи национал-социалистов были во многом созвучны его убеждениям, а его творчество было по вкусу партийной элите — будущий рейхсмаршал Герман Геринг и сам министр пропаганды Йозеф Геббельс покупали работы Нольде, считая, что в них есть «нордический дух».
Но взаимопонимание с властями продолжалось недолго. В 1937-м в Германии начался разгром «неправильных» художников. Его центральным событием стала выставка «Дегенеративное искусство», на которой были собраны конфискованные в музеях произведения сюрреалистов, дадаистов, экспрессионистов и др. В экспозицию, кроме прочих, вошли более 30 работ Эмиля Нольде. Прежде всего, это были картины на библейские темы.
Всего в ходе борьбы с «дегенеративным искусством» нацисты конфисковали более тысячи произведений Эмиля Нольде.
Это своего рода лидерство среди художников, попавших в разряд «дегенеративных». Часть конфискованных работ была уничтожена.
Факт 10: Эмилю Нольде запретили профессиональную деятельность
Произошло это 23 августа 1941 года. В этот день председатель Имперской палаты по делам изобразительных искусств профессор Адольф Зиглер подписал официальное письмо, коим Эмилю Нольде запрещалось публиковать, выставлять и продавать свои произведения.
Тем не менее, 74-летний Нольде продолжил работать. В своих послевоенных мемуарах художник рассказывал, что стал писать в основном акварели, чтобы запах масляных красок не выдал его; работал тайно, в маленькой комнате, готовые работы прятал и даже закапывал в саду. Правда, в наши дни, после изучения архивных материалов, у искусствоведов возникли сомнения в том, что запрет на рисование был таким строгим, а контроль — жестким.
За неполных четыре года (до мая 1945-го) Эмиль Нольде написал всего полтора десятка картин маслом и около 1300 акварелей. Последние художник называл «ненаписанными картинами», решив потом повторить эти работы маслом. Частично он осуществил эту идею: несколько десятков полотен Нольде создал по мотивам «ненаписанных картин».
Факт 11: Превращение из члена партии в ее жертву
Невзирая на гонения, Эмиль Нольде сохранял лояльность к нацистам и свои антисемитские взгляды. В годы войны он неоднократно обращался к властям, пытаясь доказать свою верность идеям партии и добиться отмены запрета на профессиональную деятельность. За это искусствовед Адольф Бен как-то назвал Нольде дегенератом из дегенератов («entarteter «Entarteter»). Но после разгрома гитлеровцев многие в окружении художника предпочли забыть о его поступках и высказываниях, а помнили лишь о том, что нацисты не принимали его искусство. Комитет по денацификации также реабилитировал его официально. А сам Эмиль Нольде всячески поддерживал свой имидж жертвы.
Эмиль Нольде умер в 1956 году в возрасте 88 лет. После смерти художника согласно его завещанию был создан «Фонд Ады и Эмиля Нольде Зеебюль». Фонд управляет имением, а также хранит творческое наследие Нольде. Это сотни картин и рисунков, гравюры, скульптуры, а кроме того, тысячи писем — переписка художника с женой, друзьями, коллекционерами и музейщиками.
Долгие годы руководители Фонда препятствовали огласке неприглядных фактов из жизни Нольде. К примеру, при публикации его мемуаров из текста удалялись антисемитские пассажи. Но Кристиан Ринг, возглавивший Фонд в 2013-м, положил конец этой политике. Он открыл доступ к архивам Фонда, и теперь исследователи заново изучают биографию Нольде, чтобы отделить реальные факты от легенды, созданной самим художником и его близкими.
Факт 12-й. Неоспоримый. Эмиль Нольде – прекрасный художник
Эту фразу хочется продолжить: «…прекрасный художник, а вот человек — …». Да, Эмиль Нольде был антисемитом, доносчиком и поддерживал преступную власть. Далее можно открывать вечную дискуссию о гении и злодействе. Впрочем, предоставим слово самому Нольде.
Он писал: «Для меня художник это что-то вроде приложения к человеку, и я могу говорить о нем как о ком-то другом, чем я сам. Человек — всегда враг художника… Дьявол обитает в его мозгах, божественное — в сердце… Только художник, отделенный от человека, может творить».
Этот сорт роз был назван в честь художника, потому что насыщенная окраска цветов напоминает о картинах знаменитого экспрессиониста.