История этой марки началась в 1906 году в Неаполе, когда один из инвесторов компании Società Anonima Italiana Darracq (SAID) Уго Стелла создал на базе прежней фирмы свою собственную и назвал ее A.L.F.A. Сборка переместилась в пригород Милана, притом первая же машина — 24HP — приняла участие в автогонках. Но вскоре началась Первая мировая война, и производство остановилось на три года. В это время предприятие возглавил Никола Ромео, который выгодно использовал военные инвестиции и прикупил еще пару производств.
Как и многие другие автомобильные заводы, A.L.F.A. вынужден был заниматься военным снаряжением и авиационными двигателями. Ромео славился деловой хваткой: он выгодно пристроил военные инвестиции, прикупив еще пару производств, при этом автомобильное даже не стояло на первом месте. Наконец, в 1919 году сборка автомобилей на предприятиях возобновилась, причем сначала автомобили собирали из старых, еще довоенных деталей, а в 1920-м компания получила новое, теперь известное каждому имя, Alfa Romeo, и знаменитую эмблему, одну из самых сложных и вычурных среди автомобильных марок.
Хотя компания и получила название Alfa Romeo, сам Никола Ромео не был так уж предан автомобилестроению. Более того, в 1928 году, предвидя банкротство, он попросту сбежал. Тогда фирма была выкуплена итальянским правительством, а вскоре стала национальным достоянием и символом Италии времен правления Муссолини, ну и инструментом диктатора. Двигатели Alfa Romeo шли на боевые самолеты. Гитлер хоть и не являлся поклонником этой марки, но во время визита к Дуче по территории Италии ездил именно на «Альфе». По тем временам это была самая модная и престижная машина.
Кстати, именно под эгидой «Альфы» Энцо Феррари основал гоночную команду, которая до обретения независимости — с 1933 по 1938 год — выступала именно как команда Alfa Romeo. То были времена многих зрелищных достижений — например, знаменитый гонщик Тацио Нуволари (на фото ниже) одержал одну из самых легендарных побед за всю историю автогонок в Нюрбургринге на Гран-при Германии 1935 года.
Впрочем, в тот период спортивные достижения напрямую зависели от политического климата в стране. Так, Муссолини запретил итальянским гонщикам участвовать в соревнованиях во Франции. Потом началась Вторая мировая, которая, конечно, нанесла немалый ущерб заводам компании.
После войны перед новым руководством Alfa Romeo стояла непростая задача: до 60% оборудования было утеряно, большинство заводов превратились в руины. Но уже к 1947 году производство понемногу начинают восстанавливать, и первой послевоенной машиной стала разработанная еще до войны знаменитая «Золотая стрела» — 6С 2500 с аэродинамическим спортивным кузовом.
В 1950 году появляется новое первенство — «Формула-1», и Alfa Romeo немедленно изъявляет желание принять в нем участие. Оказалось, что шесть изготовленных еще до войны гоночных моделей Alfa Romeo 158 были тщательно спрятаны от нацистов и уцелели. Их переделали, и так появился один из самых быстрых автомобилей своего времени — его назвали Alfetta. За рулем 158-й «Альфы» гонщик Джузеппе Фарина выиграл первый чемпионат мира «Формулы-1», а затем принес компании немало других значимых побед. Год спустя, в 1951-м, была добыта и вторая победа в «Формуле-1» — благодаря Хуану Мануэлю Фанхио.
Параллельно со спортивными разрабатываются и новые «повседневные» автомобили. Такие, как Alfa Romeo 1900 с двигателем объемом 1,9 л и мощностью 90 л.с. А за ним, благодаря приглашенному из Porsche австрийскому инженеру Рудольфу Хрушке, выходит и модель Giulietta. Обладая аналогичной мощностью в 90 «лошадей», она развивала скорость до 165 км/ч.
Еще в 1960-е годы автомобили «Альфа» стали активно использоваться итальянской полицией и карабинерами. Специально для них были разработаны компактные Giulia Super и 2600 Sprint GT, получившие прозвища «гонщики-охотники». Те, что использовались полицией, красили в зеленый или голубой цвета и наносили на них белые полоски. Для карабинеров машины делали темно-синими с белой крышей и красными полосками. Такие «Альфы» называли еще «Газелями». Если вы бывали в Италии, то наверняка видели, что местные служители закона, будь то карабинеры, дорожная или обыкновенная полиция, до сих пор чаще всего ездят именно на Alfa Romeo.
Тогда же, в конце 1960-х, появляется и завод Alfa Romeo в ЮАР. Многие автопроизводители открывали в этой стране свои предприятия для создания машин для левосторонних рынков. К тому же собирать там автомобили было выгодно. Итальянская марка мгновенно стала там популярной, и с 1972 по 1989 год именно по дорогам ЮАР ездило больше всего машин Alfa Romeo за пределами Италии. Однако с введением санкций западных государств в отношении ЮАР из-за правительственной политики апартеида позднее завод был закрыт, а вся техника, все здания и вся документация уничтожены.
К концу 1970-х для Alfa Romeo наступили непростые времена. Не было денег ни на разработку новых моделей, ни на модернизацию уже имеющихся. Да и популярность марки, в предыдущие десятилетия находившаяся на высоте, начала падать. В этот момент руководство решило, что пора сотрудничать с другими производителями, и в 1981 году заключило временный договор с компанией Nissan. Так появилось совместное предприятие ARNA — Alfa Romeo Nissan Autoveicoli S.p.A.
Но несмотря на успех новых моделей, в середине 1980-х Alfa Romeo пережила очередной финансовый кризис. Необходимо было новое объединение. Переговоры велись с компаниями Ford и BMW, но в итоге в 1986-м подписали соглашение с FIAT.
У Alfa Romeo давным-давно появилась своя армия преданных фанатов, и в итальянском языке для них даже есть особое слово — Alfisti, то есть, «альфисты».
Разумеется, такие эффектные автомобили просто не могли не появиться на киноэкране, и почти любой «альфист» вспомнит, например, фильм «Выпускник» 1967 года с Дастином Хоффманом в главной роли — там фигурировала Alfa Romeo Spider. Интересно, что специально для киноленты был отдельно записан настоящий звук двигателя машины, а датчик уровня топлива намеренно отключили — этого требовал сюжет. На запоминающейся Alfa Romeo GTV6 уходил от погони двух BMW 5-й серии легендарный Джеймс Бонд в одном из фильмов серии. Героиня Джульетта Мазина в картине Федерико Феллини сидела, разумеется, за рулем «Джульетты», а дон Карлеоне в фильме «Крестный отец» управлял Alfa Romeo 6C. Да что там, даже в австрийском сериале «Комиссар Рекс» оба детектива ездили на «Альфах»: Тобиас Моретти на 155-й, а Гедеон Буркхард — на 166-й.
Небезынтересными были и рекламные слоганы компании. Так, например, 1950-е годы «Альфу» представляли как «семейный автомобиль, выигрывающий гонки». Далее был слоган «Автомобиль, которым вы управляете, — чемпион», «Без сердца мы были бы просто машинами», «Нами движет страсть». Но самым запоминающимся стал, пожалуй, слоган «Посредственность — это грех», который довольно точно описывает имидж этих автомобилей.
В разные годы Alfa Romeo представила много технологических инноваций, которые затем были подхвачены другими мировыми автопроизводителями. Так, именно «Альфа» в 1940 году протестировала самую первую электрическую инжекторную систему подачи топлива. На 156-ю модель впервые установили роботизированную коробку передач с подрулевыми лепестками, а кроме того, именно Alfa Romeo принадлежит технология Twin Spark, когда в одном цилиндре устанавливают сразу две свечи зажигания, что позволяет существенно увеличить мощность двигателя.
Сегодня Alfa Romeo по-прежнему создает автомобили премиального уровня со спортивным характером. У себя на родине, в Италии, «Альфа» получила прозвище «Ferrari для бедных», что, в общем-то, неплохо отражает философию и историю, а также нынешнее положение бренда.
Среди почитателей этой яркой марки в разное время было немало политиков и известных персон. Например, Фидель Кастро всегда крайне тепло относился к «Альфа Ромео» и в свое время даже закупил несколько сотен таких автомобилей, чтобы дарить их своим доверенным лицам и соратникам.
Даже Генри Форд в свое время признался: «Когда я вижу Alfa Romeo, я снимаю шляпу». А знаменитый ведущий программы Top Gear Джереми Кларксон однажды вообще категорично заявил: «Вы не настоящий автомобильный фанат, если у вас не было „Альфы“!»