«Искусство аутсайдеров» создается за стенами академий и художественных мастерских, но нередко – в застенках клиник и тюрем, порождается молчанием, изоляцией, страданием или потерей связи с реальностью. Исследователь Чезаре Ломброго в работе «Гениальность и помешательство» утверждал, что особенности личностей Руссо, Ван Гога, Шопегауэра и других великих людей сродни симптомам психических расстройств. Может быть, гений и безумие неразрывно связаны? Как бы то ни было, непрофессиональные, наивные рисунки, создаваемые пациентами психиатрических клиник, заключенными, медиумами и людьми с ментальными особенностями является предметом пристального внимания профессиональных художников, исследователей и коллекционеров.
Немногие художники-аутсайдеры достигли той славы и восхищения профессионалов, которая выпала на долю Алоизы Корбац. Женщины вообще мало представлены в этой области искусства – в частности потому, что женщины с расстройствами психики чаще выражали свои чувства каким-то другим, более «приемлемым» для женщин в те годы видом деятельности, например, рукоделием.
Алоиза родилась в Лозанне в 1886 году и ни в детстве, ни в юности не интересовалась искусством. Она потеряла мать в тринадцатилетнем возрасте – это был удар, пошатнувший хрупкое душевное здоровье Алоизы. Она неплохо училась, прошла курсы швей и встретила мужчину, которого страстно полюбила. Но старшая сестра Алоизы, Маргарита, была против этого брака и убедила девушку отправиться в Германию.
Чувствительная и эксцентричная, Алоиза мечтала стать оперной певицей, но в Германии ее ждала работа гувернантки. Меняя места работы один за другим, она наконец оказалась в Потсдаме в доме капеллана кайзера Вильгельма II. Оказавшись в непосредственной близости к высоким слоям общества, Алоиза была потрясена этим роскошным, сияющим миром, и ее охватила новая страсть. Алоиза безнадежно и мучительно влюбилась в кайзера Германии. Она увлеченно воображала романтическую и эротическую связь с ним, и временами путала явь и свои грезы. С началом войны она была вынуждена покинуть Германию, но на родине привлекла внимание своими громкими пацифистскими и религиозными высказываниями. Алоизу поместили в психиатрическую клинику, где ей был поставлен диагноз «шизофрения». Корбац тогда было чуть за тридцать…
Там она обнаружила в себе невероятно сильную потребность запечатлеть те образы, которые роились в ее сознании. Сначала она делала это тайно, используя карандаш и чернила. Это был слишком скудный набор материалов для буйной фантазии Алоизы. Ей приходилось использовать лепестки цветов, оберточную бумагу, сшитую нитью, зубную пасту, конверты, куски картона и оборотную сторону календарей и открыток.
Алоизе повезло с врачами. Обнаружив ее рисунки, они решили проверить действенность арт-терапии, и горячо приветствовали ее желание продолжать творить. Они были потрясены масштабностью того фантастического мира, который создала Алоиза. Там шествовали, кружились в танце и сплетались в объятиях фигуры, которых сама художница называла именами реальных личностей – лидеров государств, политиков… Цветными карандашами она рисовала статного кайзера Вильгельма, величественного Наполеона Бонапарта, романтичную и легкомысленную Марию-Антуанетту…
В то же время мир Алоизы был лишен какой бы то ни было физической основы, он был ирреален, фантастичен, противоположен унылому настоящему. Сверхъестественный театр, где неизменные актеры играют разные роли, суть которых – любовь. Космос Алоизы наполнен любовью – объятия и поцелуи, страстные влюбленные пары повторяются из работы в работу. Персонажи являются одновременно людьми и символами, повторяя очертания иконописных изображений или каких-нибудь предметов.
Светские рауты, изображаемые Алоизой, были, несомненно, ее воспоминаниями о жизни при дворе кайзера. Она никогда не принадлежала этому миру по-настоящему, но наблюдала за ним в непосредственной близости. Рядом с фигурами королей и королев возвышаются и другие – не менее роскошные. Это несыгранные роли Алоизы – Травиата, Манон Леско.
Внимательного зрителя поражают странные глаза фигур, созданных Корбац – огромные, непрозрачные, лишенные глазных яблок. Направление их взгляда невозможно проследить, зритель тонет в них, как в океане. Сама Алоиза объясняла это тем, что ее царственные герои испытывают смущение, им кажется, что за ними подглядывают, они робеют в объятиях влюбленных. Величие придворных деятелей скрывало под собой истинное смирение…
Где-то в сороковых Алоиза испытала настоящий творческий всплеск. Нечто, так долго вынашиваемое ею, вырвалось на свободу. Ее робкие творческие опыты перешли в нечто большее. Алоиза начала покрывать изображениям один рулон бумаги за другим.
Работами Алоизы заинтересовались не только врачи. Художник Жан Дюбуффе в юности испытал настоящий кризис, прочитав исследование «Творчество душевнобольных» и разочаровавшись в своем таланте на долгие годы. В работах пациентов психиатрических клиник он увидел новую, настоящую свежесть, непривычные решения, подлинную свободу и достоверные эмоции. Первыми в его знаменитой коллекции искусства аутсайтеров, или ар брют, стали именно жизнеутверждающие рисунки Алоизы Корбац. Другим поклонником Алоизы был знаменитый сюрреалист Андре Бретон.
Алоиза скончалась в 1964 году. Она провела в психиатрических больницах в общей сложности сорок шесть лет. Ее работы продаются на всемирно известных аукционах искусства за солидные суммы.
Непростая история Алоизы вдохновила Лилиан де Кермадек на создание одноименного фильма (в нем фамилия Корбац заменена на Порре), где главную роль сыграла Изабель Юппер.