Боги древних эллинов
1,072
просмотров
Греческий миф плотно врос в современную культуру, и Олимпийский пантеон до сих пор служит неисчерпаемым источником вдохновения для тружеников пера. Но интересны предания эллинов прежде всего тем, что, повествуя о богах, они оставались художественными произведениями. Религиозная составляющая мифа по меркам иудео-христианской цивилизации являлась вторичной. Поскольку никто не обязан был мифу верить.

У древних греков и жителей античного Средиземноморья вообще отсутствовал религиозный канон и даже сама концепция догмы.

Эпосы, складывавшиеся на протяжении II и начала I тысячелетия, были записаны – сразу во множестве противоречивых вариантов - только в VI веке до новой эры. Греки классического периода уже не слишком-то верили древним былинам, допуская, например, что «кентаврами» имеются какие-нибудь конные варвары, а боги – просто герои древности, чьи деяния были преувеличены молвой. Как следствие, несомненные признаки религиозного почитания Громовержца Зевса органично сочетались у греков с обоснованными сомнениями, что бог по имени Зевс у них только один. Взаимоисключающие подробности биографии указывали на существование, как минимум, двух персонажей с таким именем. И это не считая легендарного царя Зевса, могиле которого поклонялись на Крите.

Рассказчику мифа приходилось быть убедительным. Ведь, достоверность сказания подкреплялась лишь талантом автора. Даже слепой Гомер считался только поэтом, но не пророком. Именно состязательность сочинителей одарила обитателей горы Олимп в яркими и выпуклыми характерами.

Олимпийцы

Начать стоит с того, что боги Олимпийского пантеона вообще не являлись богами в том смысле, который вкладывают в этот термин современные религии (в том числе и политеистические) и даже современная фэнтези. Зевс и его команда были всего лишь наиболее могущественным из кланов младших титанов. Младших, Карл! Помимо них, аристократию сверхъестественного мира Древней Греции составляли прочие младшие титаны (многочисленные потомки разных сыновей Урана, наиболее известным представителем которых является Прометей), несколько уцелевших в первой войне богов истинных титанов - Гелиос, Фемида, давно отошедший от дел Океан и «матерь богов» Рея. И ещё знатные нимфы, некоторые из которых были старше титанов, Урана и самого Кроноса. Что, однако, никак не сказывалось на их внешности.

Древних, правивших ещё до появления людей, богов Греции отличало отсутствие личности. Богиня победы Ника не мыслила, и могла лишь символизировать и воплощать. То есть, трепетать крыльями и испускать торжествующие вопли.

Силой все эти существа не уступали олимпийцам. И многие из них почитались, хотя и не являлись частью Олимпийского пантеона. Собственные культы имела, например, Геката. Проживавшая в мрачном царстве Аида богиня лунной ночи, покровительница колдунов, отравителей, убийц, предводительница вампиров – эмпуз и ламий, а также оборотней. Олимпийцы терпели злую титаниду, уважая её за доблесть, проявленную во время гигантомахии. К тому же, по лишь одним древним грекам понятной ассоциации одновременно Геката являлась и покровительницей народовластия. Лучше было не связываться.

Также, говоря о греко-божественной силе, стоит отметить, что была она чисто символической. Младшие титаны умели превращаться в животных (наиболее изощрённые также в огонь, облако или дождь), могли становиться невидимыми для смертных или принимать чужие обличия, способны были проникать в сны, передавая послания, а в гневе превращали неугодных в лягушек и пауков. Некоторые из богов, впрочем, имели дополнительные таланты или располагали могущественными артефактами. Тем не менее, даже Баба-Яга из русских сказок обладала более действенным магическим арсеналом. И хотя с колдуньей приходилось считаться, храмов в её честь, всё-таки, не строили.

Отношения между богами и людьми в Элладе строились на базе взаимной заинтересованности. Кое-что бессмертные всё-таки могли. И сами так высоко ценили вкус жертвенного дыма, что даже состязались друг с другом за право покровительствовать племенам.

Зевс и Гера

Зевс и Гера Титанида Фемида стала первой из жён Зевса. Но разговаривать она не умела, остальному же очень мешали меч и весы. Громовержец быстро её бросил.

Греческий пантеон, не смотря на размытость и условность, всё-таки имел общепризнанного лидера. Титул «Громовержец» вызывает сейчас стойкие ассоциации с деспотизмом и припадками неконтролируемой ярости, строгостью, справедливостью, отеческой любовью, всепрощением и категорической невозможностью помиловать хотя бы очевидно невиновных. Разумеется, по объективным, независящим даже от богов, причинам... Но эти ассоциации возникли позже, как результат отождествления Зевса с другим широко известным божеством. Настоящий же Зевс разбрасываться молниями был отнюдь не склонен. Ибо располагал ограниченным их запасом и самостоятельно делать не умел. Перуны – зачарованные железные дротики – ковали для него сначала великаны киклопы, а позже бог Гефест.

Зато, Громовержец был способен предсказывать будущее. Правда, только чужое, - собственная судьба оставалась тайной для него. Этот дар весьма помогал Зевсу в работе. Считаясь покровителем царей, достойных правителей он мог предостеречь от ошибок. Таким образом, общаться божеству приходилось с минимальным числом людей, но каждый из подопечных при этом мог посвятить ему храм.

Из всех богов именно Зевс казался наиболее адекватным, сдержанным и осторожным в проявлении власти и силы. Вседержитель был излишне пылок в делах любовных, бесстрашен в бою (а в мире греческого Мифа богам случалось сталкиваться с превосходящей силой), неумолимо расчетлив в вопросах политики и добродушно-ленив во всех прочих ситуациях. Даже в события на самом Олимпе он вмешивался редко, ибо личная жизнь поглощала его целиком. Три четверти повестей о Зевсе описывают его бурные романы с богинями, нимфами и смертными женщинами.

Между тем, Зевс был женат. Трижды. И трижды неудачно. От судьбы не уйти даже богам! Тем не менее, в тронном зале Громовержец восседал не один, а с супругой – Герой. Основным занятием которой являлась неутомимая и беспощадная охота за пассиями мужа и его бесчисленными незаконнорожденными отпрысками. Гера мастерски умела насылать безумие. Именно под воздействием её заклятия сын Зевса Геракл убил собственных детей и сжёг свой дом. В свободное время Гера покровительствовала браку и деторождению.

Ревность хранительницы семейных устоев можно было бы понять, если б не одна весьма пикантная деталь. Сама Гера родила троих детей. Но её дети и дети Зевса, выражаясь на языке математики, представляли собой множества не пересекающиеся. Не удивительно, что символом богини являлась кукушка, олицетворявшая неудачный брак.

Жену себе Громовержец выбрал по политическим соображениям. Ведь Гера повсеместно и пышно почиталась, не как жена Вседержителя, а как весьма популярная богиня с собственными функциями, идеально сочетавшимися с должностью супруги бога-отца. Союз был взаимовыгоден, по этому, Зевс лишь пытался прятать возлюбленных и отводить нацеленные на своих детей удары.

В старину браки по расчёту одобрялись общественным мнением, тогда как браки «по страсти», приводящие ко всяким неприятностям, вплоть до войн, начиная с Троянской, сурово порицались. «Совет да любовь» в исполнении Зевса и Геры выглядели на редкость неубедительно, но люди понимали, что божественная чета пытается подать им благой пример.

Братья, сёстры и… не родственники

Увы, и в политическом плане не была Гера Зевсу верна, однажды замыслив с другими богами свергнуть Вседержителя. Участником заговора стал и синеволосый бог морей Посейдон.

Родной брат Громовержца был равен Зевсу по силе и располагал могущественным артефактом – трезубцем, вызывающим и смиряющим волны, а также обращающим воду в камень и наоборот. Считаясь Олимпийцем, и до мятежа, и уж подавно после поражения, Посейдон почти не появлялся на священной горе, проводя дни в своём глубинном дворце в окружении русалок-нереид, тритонов и морских коней гиппокампов. Но честолюбие владыки вод не позволило ему довольствоваться жертвами, приносимыми мореходами. Много сил он потратил на то, чтобы заполучить владения на суше. Однако другие боги всегда оказывались умнее, и предлагали людям более ценные дары. С грехом пополам отвоевал морской царь город Коринф и добился права принять шефство над коневодством.

Неизменно преуспевал Посейдон лишь на любовном фронте, заткнув за пояс самого Зевса и оставив сто тридцать потомков (включая Перси Джексона). Многочисленные влиятельные родственники – цари и герои – значительно повышали политический вес синебородого бога.

Редким гостем на Олимпе был и другой брат Зевса – владыка царства теней Аид, - самый старший и самый могущественный из детей Реи. Характер этот бог имел нелюдимый и замкнутый, от политики держался в стороне и беспокоился лишь о прибыли. На поверхности почти не имелось посвящённых ему храмов, но заупокойные жертвы исправно наполняли закрома. Кроме того, Аид додумался брать плату за вход в мир мёртвых. Слуга его – Харон – взимал по монете с каждого, переправляющегося через Стикс. Прикинув, каковы доходы владыки Гадеса, греки стали считать Аида и богом богатства.

Артефактом Аида являлась папаха-невидимка, позволявшая емй становиться невидимым не только для смертных, но и для богов.

Благодаря жене, умеющей управлять погодой Персефоне, Аид заделался ещё и богом земледелия. Правда, это вынудило его каждый год отправлять супругу на целых восемь месяцев в мир живых. Свой талант жена царя Гадеса унаследовала от матери – богини земледелия Деметры. Удивительно, но эта сестра Зевса, горячо почитаемая людьми и владеющая огромным и богатым островом Сицилией, завидовала доле смертных женщин, мечтая работать в поле и нянчить детей. Но если сентиментальная и непрактичная Деметра покидала Олимп, забывая про свои прямые обязанности, паника охватывала и богов, и смертных: начинался голод и жертвенные костры гасли.

Третьей сестрой Зевса была суровая Гестия. Не выйдя замуж, не родив детей, не владея артефактами и не имея никакого вразумительного таланта, она считалась богиней семейного очага, ритуалов, жертвоприношений и священнодействия. Что позволяло Гестии получать свою долю с доходов всех прочих богов, и давало ей немалую власть. Свободное время Гестия тратила на то, чтобы напоминать другим Олимпийцам о несоответствии их морального облика высокому званию.

Четвёртой дамой, поселившейся в чертогах Зевса, стала Афродита, богиня древняя – куда старше самого Громовержца – и не состоящая в родстве с остальными Олимпийцами. К её сфере влияния, помимо родного острова Кипр, относились красота, любовь, весна и цветы. Несмотря на весьма сомнительную репутацию (покровительствующая проституции Афродита почиталась смертными под именами Бесстыжая и Прекраснопопая) расположилась она на Олимпе по-хозяйски, даже иногда позволяя людям именовать себя верховной богиней. Ей всё прощалось.

Секрет заключался в артефакте – поясе Афродиты, делавшем владелицу неотразимой. Любви Бесстыжей добивались (и без труда добивались) все боги мужского пола. Давая – или не давая - поносить пояс, держала она на коротком поводке и женщин. Чаще всего этот аксессуар видели на Гере.

Молодые боги

Изначально дворец на вершине Олимпа был невелик и рассчитан лишь на Зевса с женой, двух незамужних тёток и примкнувшую к ним Афродиту. Но потом пошли какие-то дети…

Златокудрый Аполлон, изображаемый с лирой, либо с луком, был сыном Зевса и титаниды Лето, которую Гера, сколько не пыталась, не смогла погубить. Тут уже, коса, как говорится, нашла на камень. Лето, в честь которой в Греции устраивали праздники, могла за себя постоять. Кроме того, эта связь Зевса даже не являлась мезальянсом, так что сына Громовержец признал и принял на Олимпе. В вопросе же выбора сферы влияния молодой бог проявил похвальную изобретательность, объявив себя покровителем творческой интеллигенции. Конечно, «целевая аудитория» Аполлона была немногочисленна и небогата. Зато, поэты и скульпторы славили его прежде других богов.

Личная жизнь Аполлона была довольно беспорядочной. Красавец часто бывал отвергнут возлюбленными, но быстро навёрстывал упущенное. Тем не менее, так и не женился.

Отношения с отцом у Аполлона, тем не менее, быстро испортились. Сгоряча убив ковавших молнии киклопов, он оставил Зевса без боеприпасов и едва не угодил в Тартар, чудом отделавшись восьмилетней ссылкой на землю – в пастухи. После этого Аполлон старался держаться от Олимпа подальше, зиму проводя в своём храме-дворце в Дельфах, а летом улетая в гиперборейские имения матери. Куда-то на территорию современной Австрии.

На трон Зевса Аполлон претендовал, почти не скрываясь. Огромному влиянию на смертных способствовал артефакт этого бога – серебряный лук, насылающий чуму. Среди богов только Аполлон-Губитель располагал оружием массового поражения. Одновременно, он признавался и целителем. А унаследованный от отца талант позволял Златокудрому прорицать будущее.

Окончательно перестав видеть берега, Аполлон объявил себя и богом Солнца, пытаясь оттеснить Гелиоса. Честолюбивые планы повелителя муз поддерживала его сестра-близнец Артемида – богиня охоты, целомудрия и стройности. То и дело вторгалась она в сферы других Олимпийцев, объявляя себя покровительницей земледелия, брака, деторождения и претендуя на громкий титул богини Луны, удачно дополняющий солнечный статус Аполлона.

Основным атрибутом Дианы являлась туника. Будучи богиней целомудрия, она стеснялась появляться перед смертными полностью обнажённой

Какое касательство вечная девственница может иметь к плодородию и деторождению, оставалось загадкой. Спросить же не рисковали даже бессмертные. Артемиду отличала исключительная жестокость. Не щадя и нимф из собственной свиты, активнее, чем кто-либо иной из богов, наполняла она мрачное царство Аида.

Артемида стремилась стать универсальным божеством селян, к которому крестьяне, соорудив единственное святилище, могли бы обратиться практически по любому вопросу. Своя покровительница с очень широкими функциями – Афина-Паллада - была и у горожан. Владением Афины на земле, как легко догадаться, был город Афины. И любой грек мог убедиться, что покровительство этой богини дорогого стоит.

Афина считалась богиней мудрости, наук, искусств, ремёсел, изобретений, а также стратегии и войны. Матерью её была титанида Метида – вторая жена Зевса, сброшенная Громовержцем в Тартар по целому ряду причин, включая и ту, что отец ребёнка точно известен не был. Подозрения падали преимущественно на Посейдона. Не то, чтобы кто-то держал свечку, или фамильное сходство проявилось… Просто они всегда падали на Посейдона в таких случаях.

Во владении магией Паллада, как минимум, не уступала Громовержцу. Только она умела принимать облик других богов или становиться невидимой для Олимпийцев, не прибегая к помощи шапки Аида. Тех же, кто чем-то не угодил ей, Афина превращала не только в животных, но и в чудовищ, - именно так три прекрасные нимфы стали крылатыми змееволосыми Горгонами. Под стать были и артефакты: летающая железная колесница и способный вызывать бури щит, к тому же, украшенный головой одной из Горгон и обращающий врагов в камень.

Суд Париса. ...Другие богини не стеснялись. Даже Афина могла вылезти из доспехов.

Но главным оружием Афины являлась мудрость. Богиня изобрела колесницу, парус (гребной корабль подарил людям ещё Прометей), плуг, гончарный круг и ткачество. Афина подсказала героям, как одолеть Лернейскую Гидру и Медузу Горгону, а пока Геракл душил Немейского льва стояла рядом и показывала, как правильно это делать. Чертежи деревянного коня во время осады Трои ахейцам тоже она предоставила. Сплошь и рядом действуя против воли Зевса, Афина оставалась ближайшей советницей Вседержителя, и даже могла пользоваться его молниями. Но при этом оставалась в прекрасных отношениях с Герой, восседая рядом с хозяевами в храмах обоих верховных божеств.

...И омеги

Не все боги были так амбициозны, как Аполлон или Афина. Странное это явление — скромный бог, на верховную власть не претендующий, и даже не стремящийся обзавестись своей вотчиной на грешной земле. Но греки любили разнообразие.

Не имел, например, своих владений муж Афродиты – Арес - сын Геры и смертного героя, пожелавшего сохранить инкогнито, - покровитель войны, ярости, кровопролития и разрушения. Находя пристрастия молодого бога предосудительными, Зевс даже грозился сбросить Ареса в Тартар, но тот не дал повода, оставаясь безгранично лояльным.

Таланты не выбирают, и бог, умеющий воодушевлять героев, оказался на удивление хилым юношей. Четырежды он был бит Афиной, дважды попадал под горячую руку Гераклу, доставалось ему от Гефеста и от Аполлона. Но воины почитали Ареса. Афина казалась слишком уж себе на уме. Принося же жертвы Аресу, не приходилось беспокоиться о том, что противник предложит больше. Покровитель кровопролития охотно помогал обеим сторонам в славной битве.

Сыном Геры и Гелиоса был бог кузнецов Гефест. Родившийся уродливым и хромым на обе ноги ребёнок был сброшен богиней с Олимпа, но выжил благодаря попечению русалок. Повзрослев, Гефест открыл в себе талант – зачаровывать предметы. Первым делом он изготовил трон для жестокой матери, сев на который Гера оказалась прикованной. Не сумев самостоятельно обезвредить артефакт, Зевс вынужден был послать за мастером. Отнюдь не случайно мастером оказался именно Гефест, - других механиков в легендарные времена ещё не было. Явившись ко двору, он сначала был непреклонен, но несколько кубков вина смягчили его сердце. Жена Вседержителя обрела свободу. А её хромой сын — личные апартаменты на Олимпе.

Магический дар делал бога кузнецов его незаменимым. Он ковал молнии Зевсу, изготовил летающую колесницу для Афины, перестроил ставший тесноватым дворец. Желая наградить мастера, стремился Зевс устроить его судьбу. Сначала, замуж за Гефеста была отдана Афродита, изменявшая ему с Аресом. Наконец, Гефест нашёл счастье с малозначительной богиней юности – Гебой.

Гермес и Дионис были сыновьями Зевса и смертных женщин, не сразу и не без труда добившимися божественного статуса. Первый из них рано проявил склонность к авантюризму. Едва выпутавшись из пелёнок, Гермес немедленно украл коров у Аполлона (в то время как раз отбывавшего срок исправительных работ). И только сам Громовержец сумел уговорить мальчишку вернуть стадо. Выслушивая угрозы и увещевания, Гермес успел украсть у Зевса скипетр, а у Аполлона лук. Трезубец Посейдона и пояс Афродиты он украл позже. Возмужав, Гермес перестал размениваться по мелочам и украл всего Геракла целиком. Бессмертного героя он продал в рабство, причём так выгодно, что был признан богом торговли.

Поселившись в Олимпийских чертогах, Гермес стал работать курьером. В чём ему помогали артефакты: крылатые сандалии, позволявшие мгновенно достигать самых удалённых мест, и жезл, погружающий смертных в сон. Ведь, только спящим боги могут передавать послания.

Гермеса почитали и как покровителя удальства, и как знатока мистических тайн. Для поддержания связи между Зевсом и Аидом он получил постоянный пропуск в загробный мир.

Самой же трудной оказалась судьба Диониса. Почти сразу после рождения он потерял мать, убитую Герой. Даром Зевс пытался спрятать отпрыска в царских дворцах, в гротах нимф и в глухих лесах. Ревнивая богиня каждый раз находила его. Юного Диониса то преследовали с ножами безумные воспитатели, то его наряжали девочкой, то превращали в козлёнка, то в запечатанной бочке бросали в бурное море. Наконец, проклятие Геры настигло и самого Диониса. Лишившись рассудка, бросился он в Индию, дорогой проламывая черепа встречным и всюду насаждая виноградники. А поскольку на берегах Нила лоза не росла, пробегая через Египет, Дионис изобрёл ещё и пиво.

Позже, исцелившийся от безумия, но уже систематически пьющий бог вернулся в Грецию. Там бывало всякое. Дионис попадал в плен к пиратам. Распевая песни, колошматя кубком, сея вокруг себя хаос и виноград, проносился он через царство Аида. Верхом на осле, разя врагов перегаром, ходил в психическую атаку на гигантов змееногих демонов, стремящимися уничтожить и богов, и человечество. Наконец, в один из последних моментов относительного просветления, Дионис основал культ имени себя самого и стал почитаться людьми, как покровитель виноделия и веселья. Невзирая на непримиримую позицию Геры и Гестии, он был причислен к сонму Олимпийцев, но в чертогах не поселился, предпочитая бродить по полям в обществе вакханок и сатиров, ночуя там, где очередная чаша ввергнет его в беспамятство.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится