Десять сообществ, которые предшествовали зарождению коммунизма
470
просмотров
Карл Маркс изложил свои теории бесклассового общества с общей собственностью в брошюре «Манифест коммунистической партии». В России, во времена Ленина, этот план впервые был реализован в масштабах целой страны. Однако идея такого общества отнюдь не была новой. На протяжении всей человеческой истории самые разные люди организовывали свою жизнь по коммунистическим принципам.

1. Доисторические люди

1. Доисторические люди

В мире, где производство товаров настолько низкое, что едва может удовлетворить лишь самые насущные потребности, люди не стремятся эксплуатировать друг друга для получения прибыли. Люди жили охотой и собирательством, а в основе разделения труда лежала биология: физически крепкие мужчины охотились, в то время как женщины заботились о домашнем хозяйстве и о воспитании детей. Охота была коллективной деятельностью, а имущество было общим. В мире, где все борются за выживание, обмен всем необходимым для выживания был нормой. Не было понятия «государство». Никаких классов не существовало. Если и случались ссоры, то это были ссоры между отдельными членами племени. Главную роль в разрешении таких ссор играли старики, так как они обладали большим жизненным опытом, однако они не были лидерами в привычном смысле этого слова. Их роль хорошо определил один вождь вестготов, который однажды сказал: «У меня есть авторитет, но не власть».

2. Пифагорейцы

2. Пифагорейцы

Греческий философ Пифагор как-то раз провёл коммунистический эксперимент в Кротоне, что на юге Италии. Он скомбинировал монашеский орден и университет. Пифагорейцы были мистиками, которые верили в гармоничность Вселенной. А ещё они верили, что частная собственность может разрушить гармонию, поскольку создаёт социальную несправедливость.

Пифагор считал тяжким грехом наслаждение богатством и комфортом, пока другие терпят лишения. Члены общества Пифагора не признавали частной собственности и были строгими вегетарианцами. По словам Платона, Пифагор говорил: «Друзья делятся всем» и «Дружба есть равенство». Его ученики делились даже личными вещами, к примеру, столовыми приборами. Новички, пришедшие в общество, якобы давали обет молчания сроком на 5 лет. На самом же деле пифагорейцы были настолько скрытными во всём, что касалось их практик и верований, что даже сам Пифагор не оставил никаких письменных свидетельств о них.

3. Спарта

3. Спарта

Афины считаются колыбелью демократии, и столкновение греков с явно коммунистической Спартой немного напоминало соперничество двух великих держав в 20 веке. Система правления в Спарте была разработана таким образом, чтобы создать города-государства, объединённые в эффективную военную машину. А человек был важен лишь как инструмент государства. Все спартанцы считали себя равными. Хотя у спартанцев было немного частной семейной собственности, большая часть земель принадлежала государству. Для того, чтобы помешать спартанцам обзаводиться богатством, один из их реформаторов, Ликург, постановил, что в Спарте не будет золотых или серебряных денег. Деньги в Спарте были из железа. Поскольку за пределами Спарты эти «деньги» не имели никакой реальной ценности (но весили при этом много), у спартанцев фактически не было никаких денежных богатств. Запрет на богатство преследовал вполне конкретную цель: заставить людей обращаться за материальной поддержкой к государству, а не к своим семьям. А государственная машина, в свою очередь, формировала из них отважных воинов, полностью преданных государству.

4. Ессеи

4. Ессеи

Ессеи — это дохристианская еврейская секта, общины которой находились в районе Мёртвого моря, а наиболее известная из них называется Кумран. Именно там были обнаружены свитки Мёртвого моря. Однажды ессеи отделились от основного еврейского общества, так как считали, что в нём нет ничего, кроме плотских утех и коррупции. Они считали себя общиной праведников, истинными божьими избранниками, посвятившими свои жизни чистоте, добродетели и строгому соблюдению закона Моисея. Их преданность этому закону была настолько фанатичной, что по словам историка Иосифа Флавия, они даже в туалет по субботам не ходили. Это была апокалиптическая секта, живущая ожиданием предстоящей войны между сынами Света и сынами Тьмы. Их аскетизм должен был подготовить их к грядущему конфликту, в котором они должны были выступить на стороне Света. Однако в реальном мире ессеи были пацифистами, и отказывались носить при себе оружие. В их общинах не было женщин. Всё их имущество находилось в общем фонде, они откровенно презирали богатство, в то время как добровольная бедность считалась добродетелью. Свою одежду и сандалии они носили до тех пор, пока они не разваливались. Иметь слуг было категорически запрещено. Община напоминала семью равных, а лидеры общины выбирались голосованием. Земледелие и сельское хозяйство ессеи освоили до такой степени, что могли получать урожай в любом, даже очень засушливом регионе, и этого урожая хватало на всю общину. Они использовали сложные системы орошения, а накопленную дождевую воду хранили в больших резервуарах. Полученный урожай передавался управляющему, а затем использовался всеми по мере необходимости.

5. Раннее христианство

5. Раннее христианство

Век примитивного раннего христианства не был долгим, так как церковь быстро приспособилась к экономической и социальной структуре Римской империи. Однако термин «коммунизм» вполне применим к отдельным монашеским орденам, которые были распространены в Египте и в Малой Азии. Все материальные ценности в таких орденах монахи обычно держали вместе, и вообще, в раннехристианском монашестве всячески приветствовался серьёзный аскетизм, а роскошь считалась достойной презрения. Но со временем на Западе Св. Бенедикт разрешил сделать некоторые послабления в монашеской жизни, и разрешил монастырям владеть собственностью. Однако даже тогда сохранялось распределение товаров по принципу «каждому — по потребности». Монахи носили стандартную одежду, сшитую на средства из общего фонда. Во главе монастыря стоял аббат, но все важные решения он принимал только после обсуждения их с другими монахами. Все монахи были равны в статусе, неважно, дворянского они были происхождения, или крестьянского. Как только они входили в монастырь, они, по сути, рождались заново, оставив позади свои прежние мирские жизни.

6. Цадики

6. Цадики

Цадики — это участники религиозного движения, существовавшего в середине пятого века. Они стремились преобразовать зороастрийскую религию Персии с её влиятельным и богатым духовенством. А возглавлял их священник по имени Маздак, проповедующий социальную справедливость и равенство. Он учил, что бог создал материальны блага для того, чтобы они поровну распределялись между всеми. Но поскольку это правило нарушилось, и превратилось в эксплуатацию бедных богатыми, Маздак учил, что придётся грабить богатых для того, чтобы помочь бедным, и таким образом восстановить утраченное равновесие в распределении материальных благ. Цадики регулярно грабили склады, и отдавали награбленное бедным, и вообще всячески угрожали собственности богатых. По мнению Маздака, такие действия были необходимы и для того, чтобы бороться с «Пятью Демонами», такими, как Зависть, Гнев, Мстительность, Стяжательство и Жадность. Маздак предлагал избавиться от больших богатств, избавиться от социальных различий и создавать общественные благотворительные учреждения. В конце концов Маздак и 3000 его последователей были схвачены, потом Маздак был вынужден смотреть, как его учеников закапывают живьём, головой вниз. А затем его самого повесили вниз головой и расстреляли из луков.

7. Табориты

7. Табориты

Ян Гус, учитель из Пражского университета, протестовал против церкви, которая, по его мнению, всё больше и больше занималась мирскими делами. Он указывал на социально-экономический хаос в Богемии как на один из признаков неизбежного пришествия Антихриста. Его постоянные нападки на церковь привели к тому, что его обвинили в ереси и заживо сожгли в 1415-м году. После этого случая его последователи «гуситы», разделились на умеренных и экстремистов, которых стали называть таборитами. Название произошло от города Табор, который они основали, и в котором пытались духовно подготовиться к неизбежному концу света. Табориты стремились построить утопическое общество, в основе которого лежала аксиома «ни моё, ни ваше», то есть отрицание всякой частной собственности. В своей статье в 1420-м году табориты ясно давали понять: «Нам больше не нужен ни король, ни лорд, так как больше не должно быть рабства. Все налоги и прочие требования должны прекратиться, поскольку никто не должен принуждать другого к подчинению. Все должны быть равными, словно братья и сёстры».

8. Анабаптисты

8. Анабаптисты

Анабаптисты (что означает «крещённые заново») считали себя избранными. Радикальное крыло их секты стремилось захватить политическую власть и сформировать новое общество в соответствии со своими представлениями о нём. Первым руководителем этого крыла был Томас Мюнцер, на которого очень большое влияние оказала «коммунизм» гуситов, и который был готов распространять их идеологию по всей Германии, даже если это придётся делать огнём и мечом. Даже Мартин Лютер, ещё один видный деятель того времени, считал Мюнцера чрезвычайно опасным человеком. В 1525-м году Мюнцер захватил власть в городе под названием Мюльгаузен, и установил там коммунистический режим, захватив монастыри и уничтожая частную собственность. В результате, по словам современника, «он так повлиял на народ, что никто не хотел работать». Коммунизм в той ситуации стал оправданием для откровенного грабежа. «Когда кто-то нуждался в еде или в одежде, он просто шёл к богатому и требовал от него всё это во имя Христа, ибо Христос повелел всем делиться с нуждающимися. И то, что не удавалось получить свободно, забиралось силой. Многие действовали именно таким образом. Томас [Мюнцер] начал этот разбой, и приумножал его каждый день».

9. Диггеры

9. Диггеры

Последствиями гражданской войны в Англии стали массовая безработица и голод из-за неурожая. На этом фоне экономической и социальной нестабильности возникло движение, представители которого выступали за уничтожение частной собственности и за обеспечение общей собственности для всех жителей центральной и южной Англии. Эти аграрные коммунисты называли себя диггерами. Они старались отобрать землю у дворянства, и в качестве первого шага к этой цели они предлагали устранить монархию, и создать земельное содружество. В 1648-м году появился памфлет, призывающий к уничтожению дворянства, и к равному распределению богатства. Мир диггеры рассматривали как «общую сокровищницу». Постепенно появлялось всё больше общин диггеров, самой крупной из них была община Джордж-Хилл. Однако радикальные понятия диггеров не признавались богатыми. Они подвергались юридическому преследованию, их бойкотировали, и в конце концов дошло до прямого насилия. Диггерские поселения были сожжены, их культура была полностью уничтожена. К концу 1650-го года движение диггеров было окончательно подавлено.

10. Шейкеры

10. Шейкеры

В августе 1774-го года английский мистик по имени Энн Ли и девять её компаньонов прибыли в Нью-Йорк в полной решимости рассказать о видениях Ли о Новом Эдеме в Америке. В Англии эти люди подвергались преследованию из-за своих неортодоксальных практик и доктрин. Они проводили обряды, в которых участники в духовном экстазе доходили до истерики, они танцевали, пели и тряслись. По этой причине за ними закрепилось уничижительное название «шейкеры» (англ. Shake — трясти). Постепенно общины шейкеров стали появляться в Новой Англии, в Индиане, на юге Кентукки. Краеугольными камнями в этих общинах были безбрачие и коммунизм. Все четверо детей Энн Ли умерли в младенчестве, и в своём горе она решила, что секс является злом, и настаивала на безбрачии среди своих последователей. Мужчины и женщины в общинах шейкеров всё время жили отдельно, дабы избежать искушения. Их образ жизни был прост, жизнь проходила в работе и молитве. Шейкеры не боялись технологий и инноваций. Прищепка, циркулярная пила и сотни других вещей — это изобретения шейкеров, которым и в голову не приходило оформить на них патенты.

Однако безбрачие шейкеров привело к отсутствию детей. Так что свои ряды они пополняли только за счёт новообращённых. А поскольку Америка становилась всё более светской, число шейкеров неумолимо сокращалось. Одна из последних общин секты называлась Хэнкок-Виллидж, она находилась в штате Массачусетс, и превратилась в город-призрак в 1960-м году. В настоящее время это музей.

Ваша реакция?