Епитимья и другие наказания для блудливых жен на Руси
0
2
4
2,056
просмотров
Несмотря на то, что сама церковь не рассматривает епитимью как исправительную меру за совершенный грех, называя «духовным врачеванием», это все-таки наказание. Чаще всего степень ее и срок устанавливает сам священник. Все зависит от тяжести проступка. Одним из тяжелых грехов в православии считается прелюбодеяние, особенно совершаемое людьми женатыми. Проще говоря – измену церковь порицает.

Муж и жена – сатана, да не та!

Отношение к измене жены супругу и наоборот, прогулка мужа «налево» от своей благоверной, даже сейчас отличается, что уж тут говорить о прошлых временах. Конечно, мужчине за прелюбодеяние тоже не пели дифирамбов. Однако наголо не брили, прилюдно не секли, рук-ног не ломали.

Сложившееся мнение о том, что сам Господь сотворил мужчину блудником, оправдывало все его измены как в прошлые века, так подчас и ныне. «Мужчина полигамен, ему трудно быть верным только одной женщине», - такими словами нередко оправдывают мужей-изменщиков.

Наказания гульнувший православный муж получал, но, скажем так, мягкое. Его могли оштрафовать в пользу церкви, наложить епитимью на срок до месяца, а то и вовсе побеседовать. Батюшка просто укорял блудливого мужа, пытаясь наставить на путь истинный.

Устав князя Ярослава Мудрого

В первом законе о семьях было дано определение супружеской измены. Мужчина, имеющий связь на стороне, не считался виновным до тех пор, пока у него от любовницы не рождался ребенок.

После появления незаконнорожденных детей неверность мужа считалась доказанной. Ему полагалось наказание: штраф в церковную казну, сумму которого определял князь.

Если же жена была уличена в измене, то ей предписывалось более строгое наказание. Причем ей не обязательно нужно было иметь ребенка от другого мужчины, чтобы быть признанной виновной. Достаточно, чтобы кто-то из свидетелей подтвердил, что жена общалась с посторонним, даже если это была просто беседа.

Наказание изменщиц

Женщину казнили за блуд жестоко.

Во-первых, если измена доказана, муж был обязан развестись с супругой. В противном случае наказание переходило на него самого. После такого позорного развода мужчина легко мог завести новую семью, а вот связь с бывшей чужой женой осуждалась. Вторично выходить замуж было строго запрещено.

Во-вторых, дети, которых муж признает своими, оставались с отцом. Непутевая мать вряд ли могла надеяться не только воссоединиться когда-нибудь со своими отпрысками, но и даже хотя бы иногда видеться с ними.

Знатные люди могли отправить неверную супругу в прядильный дом или монастырь. Они лишались сана, фамилии мужа. Практически, это означало моральную смерть для личности, которая попадала в монастырь не по собственной воле.

Церковь накладывала епитимью на разведенную женщину, которая не попадала в монастырь, на срок от 15 лет и до пожизненного. Она не имела права причащаться, посещать службу, ходить на общественные праздники. Презрением наказывали и ее родных, особенно родителей, братьев, сестер. Вряд ли незамужнюю сестру разведенной за измену женщины кто-то взял бы замуж.

Нередки были случаи прилюдной порки неверной жены по требованию «рогоносца» или отправки ее на исправительные работы. В таких ситуациях семья не распадалась. После наказания супруги снова воссоединялись и жили вместе, воспитывали и рожали детей.

Хотя законом такого предусмотрено не было, но в сельской местности часто обманутый муж вершил правосудие собственноручно. Многие женщины получали увечья во время семейных разборок в стенах дома, но молча сносили побои. «Не выносить сор из избы» им было выгодно, потому что если бы муж обратился с жалобой на жену в церковь или суд, она теряла бы все.

Смертельные исходы таких наказаний также были не редкостью. Мужа, который во время воспитания супруги «перегибал палку», чаще признавали невиновным, поскольку наказание блудницы считалось делом богоугодным.

Отношение к изменам в конце XIX – начале XX веков

К мужчинам, которые позволяли себе «гульнуть налево», в это время стало меняться отношение. Хотя законодательно оформлено наказание мужской неверности не было, но на карьерном повышении можно было поставить крест. Не жаловали и «рогоносцев». О подобном отношении можно судить по роману «Анна Каренина».

Женщин же продолжали осуждать открыто во всех слоях общества. Поэтому в тех случаях, когда мужчина свою жену не любил, но развода не желал, он самолично прилагал усилия для сокрытия измены своей супруги. Так возникли дома, куда сдавались незаконорожденные дети вельмож. Нежелательную беременность супруги сам муж помогал скрывать, пряча ее заграницей или в глухом селе.

Советское время

Супружеская измена осуждалась и после революции. Но теперь физические наказания были отменены, как и отправки в прядильные дома, монастыри. Измена наказывалась морально: активные общественные разборы, порицание в коллективе, понижение в должности, лишение премий, путевок в дома отдыха, санатории, исключение из партии и так далее. Так же перед теми, кто когда-либо попадал в подобную некрасивую историю, вставал запрет на повышение по службе.

Одинаково осуждались и те, кто вступал в незаконные отношения, будучи уже в браке, и свободные граждане, замеченные в связях с женатыми и замужними.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится