Готфрид Бульонский, он же Godefroi de Bouillon (1060 — 1100) стал идеалом рыцарства в последние годы жизни — благородный, храбрый и сильный, вместе с тем умеренный и благочестивый, высокий и красивый, преданный и человеколюбивый. К тому же, знатный: Готфрид был потомком Карла Великого. Лучший символ крестовых походов, борьбы христиан за Святую землю, по которой ходил Христос! В молодости он, скорее всего, лишь отчасти соответствовал своему романтичному мифологизированному образу. Герцог Нижней Лотарингии Готфрид Бульонский жил на территории современной Бельгии, служил германскому императору, и не был склонен отдавать приоритет духовной власти над светской. Он участвовал в войне Папы и императора на стороне последнего и показал себя как искусный воин. Однако, судя по всему, его отношение к Папе и церкви поменялось за десять лет. Это и сделало его подлинным рыцарем по представлениям своего времени — воином на службе Господа Бога.
В 1095 г. Папа Римский Урбан II призвал европейцев отправиться на восток и освободить захваченный сарацинами Иерусалим: «Освободите святую землю из рук язычников и подчините её себе». И хотя Урбан убеждал, что святая земля не просто жаждет освобождения, но ещё и «течёт молоком и мёдом», а «кто здесь горестен и беден, там будет радостен и богат», далеко не все графы и герцоги Европы поспешили откликнуться на его призыв. А Готфрид Бульонский был первым. Более того, как и подобает истинному рыцарю, он принёс в жертву высокой цели всё, что имел. Чтобы собрать многотысячный отряд (по разным оценкам, от 10 до 20 тысяч воинов), вооружение и содержание которого стоило баснословной суммы, Готфрид продал всё, что имел, даже родовой замок! Кроме того, он влез в долги и фактически порвал со своей прежней жизнью — герцог посвятил себя и свой меч великой миссии!
Вместе с Готфридом и его отрядом в поход выступили его братья — Эсташ (он же Евстахий) Балдуин. Пройдя через Венгрию и Болгарию, войско добралось до Константинополя, где соединилось с отрядами других крестоносцев. Не без проблем переправившись через море (византийский император Алексей Комнин потребовал за эту услугу принести ему вассальную присягу), армия начала судьбоносную кампанию. Готфрид не был формальным лидером, первенство оставалось за Боэмундом Тарентским и Раймундом Тулузским, но его моральный авторитет как воина и лорда становился всё больше — герцога Бульонского слушали. Он не участвовал в мелких распрях и интригах и не использовал своё положение для эгоистичного обогащения. В битвах он не жалел себя. Рассказывают, что однажды в сражении он одним ударом меча разрубил огромного сарацина от плеча до седла коня. В другой случае Готфрид, показывая силу, одним махом отрубил голову верблюду.
В 1099 году крестоносцы подошли к Иерусалиму и осадили его. Во время решающего штурма Готфрид возглавил атаку на северную стену и одним из первых ворвался в город. За захватом святого города последовали страшный погром и резня, но, по преданию, милосердный герцог Бульонский не участвовал в этом.
Главная цель похода была достигнута. Христианским вождям предстояло решить, как править освобождённым Иерусалимом. Предлагались разные варианты — теократическое королевство, правление папских легатов, светское королевство… В конечном итоге, другие графы и бароны выбрали правителем города Готфрида. Однако рыцарь отказался возложить на себя корону! Герцог Бульонский не желал надеть венец там, где на Спасителя надели терновый. Он принял титул «Аdvocatus Sancti Sepulchri» — Защитник Гроба Господня.
Однако идеальному рыцарю не пришлось долго править Иерусалимом. Как и полагается рыцарю, он пал на войне против неверных. В походах 1100 года Готфрид неожиданно заболел — скорее всего, тифом или холерой. В Иерусалим его доставили на носилках, и вскоре Защитник Гроба Господня скончался. Перед смертью он успел оставить завещание в пользу брата. Так Балдуин стал первым королём Иерусалима — в отличие от Готфрида он не стал отказываться от венца. А героя похода Готфрида Бульонского похоронили на самом почётном месте — недалеко от места погребения Христа.