Искусство стало более важным, чем когда-либо, в то время как культура и религия реформировались и процветали под его руководством. Многие из его строительных проектов, таких как Храм в Луксоре и Колоссы Мемнона, представляют Древний Египет в целом, но это лишь малая часть того, чем запомнился это великий правитель, вошедший в историю.
Золотой век
Аменхотеп III имел привилегию унаследовать правление Египтом в период его расцвета. Обладая большей территорией, чем когда-либо прежде, и огромным богатством, чем кто-либо мог себе представить, Аменхотеп III, не ведя войн, мог заниматься другими делами. Во время своего тридцатисемилетнего правления он продолжал усилия тех, кто был до него. Он вдохновил религиозную реформу поверхностного уровня, поставив себя и всех будущих фараонов твёрдо в роль божественного. Он женился на нескольких принцессах из соседних королевств, поддерживал дипломатические отношения и избегал конфликтов, где мог.
Искусство и культура расцвели во время его мирного правления. Его фестивали были одними из самых грандиозных за этот период, а его строительные проекты стали одними из самых крупных. Его многочисленные статуи отличались уникальными чертами, что он был мгновенно узнаваем — даже там, где его статуи были узурпированы и переписаны заново. Аменхотепу III не нужно было прилагать усилий, чтобы получить свой «Золотой век», но его действия помогли сохранить всё, над чем трудились его предки.
Тутмос III и его влияние
По общему мнению, правление Аменхотепа III было мирным и процветающим благодаря трудам его прадеда Тутмоса III. Тутмос III правил почти пятьдесят четыре года (1479 – 1425 до н. э.). Эти годы были омрачены постоянными завоеваниями и войнами. Тутмос III за время своего правления провёл так много военных кампаний, что его часто называют «Наполеоном Египта».
Его амбиции сформировали Египет в последующие годы. Благодаря его военной хитрости Египет обеспечил себе территорию в Нубии, Митанни, Сирии и Турции, среди прочих мест. В то время как другие фараоны хвастались великой военной доблестью, достижения Тутмоса III было легко наблюдать в богатой и растущей империи Египта.
Хотя Аменхотеп III стал фараоном почти через сорок лет после смерти Тутмоса III, каждый успех его прадеда способствовал его мирному и процветающему правлению. Тем не менее, для поддержания этих отношений требовалась работа, и он продолжал укреплять позиции Египта в древнем мире. Записи о его работе можно найти в Письмах Амарны.
Письма из Амарны
Большая часть информации о торговых отношениях и дипломатических браках Аменхотепа взята из Писем Амарны. Эти глиняные таблички были извлечены из Амарны, столицы, основанной революционным сыном Аменхотепа Эхнатоном. Их открытие в 1887 году пролило свет на богатые отношения египетских фараонов с иностранными державами. Всего в Амарне было обнаружено триста восемьдесят две таблички. Основная часть этих табличек представляет собой письма, полученные от иностранных держав. Особый интерес представляет переписка между Аменхотепом III и вавилонским царём Кадашманом-Энлилем I. На этих табличках обсуждаются детали дипломатических браков между двумя правителями.
Дипломатические браки
Во времена «золотого века» Аменхотепа III брак с египетским фараоном давал огромные преимущества. О самой невесте хорошо заботились в доме фараона, и её отец извлекал выгоду из тесных отношений с самой влиятельной фигурой в регионе. Главная жена Аменхотепа III, Тия, была замужем за будущим фараоном в юном возрасте. Он также возьмёт себе ещё одну жену-египтянку, Ситамун (Ситамон, Сатамон).
В хронологическом словаре египетских цариц 2005 года Вольфрам Граецки перечисляет следующих иностранных жен Аменхотепа III: Тадухепа, дочь царя Тушратты Митаннийского, дочь вавилонского царя Куригальзу; Гилухепа, дочь короля Шаттарны из Нахарина; неназванная сирийская принцесса, неназванная принцесса из Дарвазы, дочь царя Кадашмана-Энлиля Вавилонского. Этот список может быть неполным, но он даёт представление о дипломатических связях Аменхотепа III, который брал жён со всех уголков своей огромной империи.
Изображение Аменхотепа III
Аменхотеп III мгновенно узнаваем по статуям и рельефам, которые его изображают. Его высокие брови, раскосые миндалевидные глаза и полные, женственные губы являются культовыми. Он также является одним из наиболее хорошо представленных фараонов, когда дело доходит до рельефов и скульптур. Когда дело касалось искусства, царствование Аменхотепа III было высшим. Роскошь и покой, которые обеспечивали работы Тутмоса III и предыдущих фараонов, привели к бурному росту искусства в это время: храмы, здания, рельефы, статуи и многое другое.
Храм в Луксоре
Храмовый комплекс на восточном берегу реки Нил был одним из величайших строительных достижений Аменхотепа III. Хотя другие фараоны внесли свой вклад в строительство и закончили его, Аменхотеп III начал проект. Его главным достижением в храмовом комплексе была Колоннада. Колонны здесь были самыми большими в то время.
Несмотря на то, что Аменхотеп III не вдохновлял на серьёзные религиозные реформы, как это сделал его сын, он вывел мифологию «божественного рождения» фараона на центральное место. Глубоко внутри Храма в Луксоре он увековечил себя как сына Амона в серии надписей и рельефов. Хатшепсут, более ранний фараон восемнадцатой династии, создала аналогичные изображения этого события для своего мемориального храма.
«Божественное рождение» фараона было принято в мифологии.
Он высоко ценил себя и свою роль божественного фараона. Храм в Луксоре вырос в геометрической прогрессии после правления Аменхотепа III. Более поздние фараоны дополняли его замыслы, постепенно делая их своими собственными. Храм по-прежнему является туристической достопримечательностью, которая, вероятно, сейчас видит столько же поклонения, сколько и тогда, когда он был религиозным центром Луксора.
Колоссы Мемнона
Гигантские, великолепные статуи колоссов Мемнона являются синонимом Древнего Египта.
Эти статуи были созданы, чтобы представлять Аменхотепа III. Они примыкают к дамбе, ведущей к его погребальному храму — или к тому месту, где раньше стоял его погребальный храм. Этот храм, предназначенный в честь жизни и достижений Аменхотепа III, был разрушен во времена девятнадцатой династии. Наводнения из реки Нил в конце концов разрушили храм, и от него мало что осталось. Однако, когда он был построен, говорили, что это был самый большой построенный погребальный храм.
Культурные выставки
Дворец Малката Аменхотепа III был его домом. Это важное сооружение было местом проведения его первых двух Сед или юбилейных фестивалей, в 30-й и 34-й годы его правления. Из трёх Сед-фестивалей, которые он провёл в свою честь, эти два являются наиболее заметными, потому что место, где они проводились, сохранилось. Сед-фестивали были погружены в традиции и были чрезвычайно важны для фараонов и народа. Однако Сед-фестивали Аменхотепа III были одновременно традиционными и экстравагантными. Новые дополнения к фестивалю включали водную церемонию и большой искусственный бассейн для её проведения. Отчёт об одном празднике сохранился в гробнице важного чиновника, Херуефа.
Наследие
К сожалению, процветающему Египту Аменхотепа III не суждено было продлиться долго. Его стремление изменить религиозный ландшафт своего царства привело к упадку. По сути, правление Эхнатона оставило беспорядок, который его преемникам придётся разгребать. Царь Тутанхамон, возможно, самый знаменитый египетский фараон на сегодняшний день, пошёл на многое, чтобы отменить изменения, внесённые его отцом. После этого трон перешёл к нескольким советникам и военачальникам.
Смерть Аменхотепа стала началом конца одной из самых успешных и драматичных династий в истории Египта. Однако многие иконы его правления всё ещё существуют сегодня. Храм в Луксоре, Колоссы Мемнона и дворец Малката — это лишь некоторые записи в длинном списке его проектов и достижений.