Инквизиция по-украински: как на юге Руси на ведьм охотились
790
просмотров
В период XV-XVIII веков европейский континент охватила настоящая ведьминская истерия. В связях с нечистой силой и дьяволом были обвинены, а после казнены десятки тысяч людей. Подобные суеверия не обошли стороной и Русь. И хотя до масштабов «охоты по-западноевропейски» здесь не доходило, все же чувствовать себя в полной безопасности люди, подозреваемые в колдовстве, не могли.

Первая жертва суеверий

Славянам характерны были всякого рода суеверия и предрассудки, в том числе и касаемо ведьм, колдунов, мольфаров, знахарей и им подобных «индивидуумов». Во все времена их уважали и боялись. А нередко и охотились на этих «слуг нечистого».

На Руси издавна уважали и даже боялись разного рода колдунов, ведьм и знахарей.

Первой жертвой подобных суеверий на южных землях Руси была Настя Чагривна. Жила она в XII веке и была ни кем-нибудь, а любовницей самого галицкого князя Ярослава Осьмомысла. Во время интриг и мятежа 1171 года бояре и аристократы схватили Настю, объявили ее ведьмой, околдовавшей князя, а затем сожгли заживо в пламени костра.

Галицкие бояре тянут на костер фаворитку князя Ярослава Осьмомысла, рисунок Клавдия Лебедева

Через 4 столетия в Европе начнется массовое преследование ведьм и колдунов. В некоторых государствах колдовство будет объявлено самым страшным преступлением. Преследование, пытки и смертный приговор – вот что ждало тех, кого в XVI-XVIII вв. подозревали в связи с нечистой силой.

Охота на ведьм на украинских землях

В старых судебных книгах и архивах исследователи находят довольно много дел о колдовстве. Правда, многие из них выглядят как обыкновенные расследования бытовых ссор, споров или же мелких правонарушений. Почему же малороссийские судьи, в отличие от своих коллег в Западной Европе, так толерантно относились к ведьмам и колдунам? Историки указывают на несколько причин.

В отличие от судов в Европе, малороссийские суды были более снисходительны к обвиненным в колдовстве.

В большинстве своем юристы не очень-то верили в возможность связи человека со всякого рода нечистью или Сатаной. Следуя «букве закона», судьи требовали от обвинителей предоставить доказательства или же живых свидетелей заключения договора между ведьмой и Дьяволом. Глубоко верующие украинцы, как правило, не решались клеветать под страхом божьей кары, да и пытки для признания связи с нечистой силой к подозреваемым обычно не применялись.

Под преступлением колдуна или ведьмы считалось нанесение ими какого-либо ущерба. При этом назначалось наказание, эквивалентное причиненным колдовством убыткам. То есть если ведьму обвиняли в сглазе коровы или лошади – решением суда ее обязывали вернуть потерпевшему стоимость скотины, или же возместить эквивалентным животным. Нередко приговором было банальное «строгое предупреждение» обвиняемого.

Чаще всего максимальным наказанием, которое грозило колдуну или ведьме в суде на Руси, была порка или штраф.

Подобные случаи, связанные с колдовскими делами, не обладали четко выверенной юрисдикцией. Нередко случалось так, что церковные и светские суды передавали друг другу подозреваемых в связях с нечистью. Таким образом процесс не начинался, а «ведьму» (если она была арестована) через некоторое время попросту отпускали.

Все это касалось лишь тех случаев, когда пострадавшие решались обратиться за справедливостью в суды. К сожалению, такое случалось редко.

Смерть миргородской ведьмы Вивди Москаленчихи

В 1742 году в одном из сел Миргородского уезда начался мор домашнего скота. Люди стали находить на полях странные колоски. Они были закрученными. Суеверные сразу же заключили, что это дело рук ведьмы, которая и виновата в гибели животных. Сразу же нашлась и подозреваемая. Ею стала Вивдя Москаленчиха. Крестьяне вспомнили необычный случай. Однажды Вивдя пасла сельский табун лошадей. Одна из кобыл возвратилась с выстриженной гривой. После этого половину табуна коней настиг мор.

Ведьм во всей Европе суеверные люди представляли примерно одинаково.

В качестве «эксперта» в село был приглашен знахарь из ближайшего хутора. Он якобы «специализировался» на выявлении нечисти. Выпив несколько чарок горилки, тот также указал на Вивдю Москаленчиху. Ведьму тот час же арестовали, однако и священник, и сотник отказались от участия в подобном суде. Тогда сами крестьяне решили вынести суровый приговор – сжечь Москаленчиху.

Сжигание ведьм на костре в Европе. Средневековая гравюра.

Люди выкатили на перекресток за селом большую бочку, в которую запихнули несчастную Вивдю. Далее бочку обмазали дегтем и подожгли. Золу и пепел после закопали в землю, вбив сверху осиновый кол. Спустя время зачинщики самосуда были жестоко наказаны судом светским.

Волынская «коза отпущения»

В начале 20-х годов XVIII века на Волыни случилась вспышка чумы. Суеверные люди начали распространять слухи, что болезнь наслала ведьма – Проська Каплунка. К тому времени ей исполнилось 100 лет. Бабку немедленно взяли под стражу и стали искать знахаря, чтобы подтвердить ее связь с нечистой силой.

Часто ведьмами на Руси считали одиноких бабок-долгожительниц.

Родственники Каплунки упросили управляющего освободить старушку и покинули вместе с ней селение. Однако волыняне к тому времени уже успели получить «подтверждение» (от одного из знахарей) тому, что Проська и является той самой ведьмой. Толпа людей бросилась вдогонку.

Старушку вместе с ее зятем привели на перепутье дорог, где Каплунку зарыли в землю по плечи. Над головой несчастной сложили дрова и зажгли костер. После люди вынудили зятя принести жерновой камень с мельницы и завалить им место казни ведьмы.

Подольский вампир-шляхтич

По суеверным преданиям, распространенным на Руси, вызывать эпидемии, мор скота или неурожаи могли не только ведьмы и колдуны, но и вампиры, прозванные в народе упырями. Их люди боялись и по возможности истребляли. Одного из таких «упырей» – шляхтича Михаила Матковского – в 1738 году казнили жители подольского села Гуменец.

Издревле восточные славяне верили в существование упырей, которые не только пили кровь людей или животных, но и якобы могли насылать всяческие проклятия, болезни и неурожай.

Обходя под покровом ночи деревню крестным ходом (чтобы уберечь ее от эпидемии), люди наткнулись на Матковского. Он бродил в поле, держа в руке уздечку, ища своих коней. Кто-то выдвинул предположение, что шляхтич – упырь. Мужчины бросились на несчастного и избили его до полусмерти. Не успел шляхтич добраться до дома – как к нему пришли «разведчики» узнать, жив ли тот.

Еще до восхода солнца усадьбу Матковского окружили вооруженные крестьяне. Они требовали челядь добровольно выдать им шляхтича. Прождав до полудня, разъяренная толпа бросилась на штурм дома. Избитого Матковского выволокли на улицу, где стали бить, а после пытать. Несмотря на то что шляхтич ни в чем не сознался, «упыря» (с одобрения местной шляхты и священнослужителя) сожгли заживо на большом костре посреди села.

Самый известный «охотник на ведьм»

В 1667 году украинский гетман Иван Брюховецкий и его супруга заразились неизвестной хворью, от которой едва не умерли. У благоверной Брюховецкого, которая в то время была беременной, случился выкидыш. Все это стало причиной самого громкого «ведьминого дела».

Самым известным украинским «охотником на ведьм» историки считают гетмана Ивана Брюховецкого.

Едва выздоровев, Брюховецкий начал настоящую охоту на ведьм. Шесть женщин, включая супругу казацкого полковника, были обвинены в колдовских делах, заражении болезнью, а также «похищении нерожденного дитяти из утробы» благоверной гетмана. В качестве «помощников» ведьм были названы демоны в обличье кошек и мышей.

Все обвиняемые женщины были признаны ведьмами и приговорены к смерти. Для них был сложен огромный костер, на котором всех шестерых вместе сожгли заживо.

Конец «ведьминой охоты»

Со второй половины XVIII века законы запретили преследовать колдовство в судебном порядке. Тем не менее довольно часто на украинских землях местные суды вплоть до начала XIX века продолжали рассматривать подобные дела.

До самого же XX века в украинских селах иногда происходили самосуды, на которых публично избивали ведьм, стригли их наголо, выгоняли из деревень. Иногда суеверные люди после смерти «упыря» раскапывали его могилу, заливали ее святой водой или же вбивали в гроб осиновый кол.

Мужчины убивают вампира в могиле. Румыния, гравюра 1893 года.

Все это указывает на то, что суеверия относительно нечистой силы среди крестьян и жителей небольших городков были очень живучи. Проделками нечистого называли также всевозможные болезни, неурожаи и просто неудачи в делах. Историки, например, знают факты, как в старину на Руси определяли людей с «дурным глазом» и как от сглаза спасались.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится