Ниндзя, или синоби, — японские профессиональные наемные убийцы, с самого начала своего существования были окутаны мифами и легендами. Есть мнение, что многие из этих слухов распускались самими ниндзя, чтобы еще больше запугать простых людей. Их грозная репутация тоже была оружием — стоило появиться слухам, что одна из воюющих сторон решила нанять синоби — другая сторона предпочитала лучше сдаться, чем оказаться мишенью этих невидимых убийц.
Молва приписывала ниндзя всевозможные способности — от прыжков на пятиметровую высоту без разбега или карабканья по отвесным стенам, до чего-то совсем уж фантастического, вроде превращения в животных или возможности не дышать целыми днями. Как ни странно, многие из этих историй имели под собой реальную основу. У синоби была масса приспособлений и техник, которые позволяли делать то, что окружающим казалось фантастикой, вроде многочасового абсолютно неподвижного сидения в древесной кроне в ожидании цели.
Само собой, до нас дошло немного реальных биографий таких мастеров тайных, а в историях о них очень необычно сплетаются правда и вымысел. Среди них выделяется один, ставший в Японии эталоном благородного разбойника.
Исикава Гоэмон не родился в одной из тайных деревень ниндзя, и не от рождения носил это имя. Согласно самой популярной истории, Санада Куношин родился в 1558 году у верного самурая клана Миёси в провинции Ига. В Стране Восходящего Солнца тогда была Эпоха Воюющих Провинций, очень затяжная гражданская война, длившаяся к этому моменту уже почти сто лет.
Мальчик, как и полагается сыну самурая, с ранних лет осваивал искусство меча и готовился стать воином, сражающимся с врагом лицом к лицу и клинок к клинку. В 1573 году его родителей убили налетчики одного из враждебных кланов. Пятнадцатилетнему юноше удалось скрыться в лесах, где его нашел ниндзя, одна из тайных деревень которых как раз находилась в провинции Ига. Убийца неожиданно пожалел сироту и привел его в свою деревню, где того приняли, посчитав, что еще не поздно обучить юношу своему ремеслу.
Школа убийц
Молодой Санада начал постигать тайные техники ниндзя и очень в этом преуспел. По легенде его навыки были столь хороши, что только легендарный ниндзя Момоти Тамба мог учить его дальше. Под его личным руководством юноша изучил всё необходимое для бесшумных убийств: от метания ножей до искусства невидимости и неслышимости. Санада оказался настолько хорошим учеником, что овладел даже тайным умением величайших синоби превращаться в животных.
Обучение продлилось несколько лет. Неизвестно, успел ли Санада совершить какие-нибудь тайные дела, порученные ему старейшинами ниндзя, прежде чем подававшего надежды убийцу выгнали из деревни за роман с любовницей Тамбы. Санада настолько поднаторел в изучении тайных техник ниндзя, что сумел уйти от всех преследователей. Он скрылся в соседней провинции, где окончательно сбросил с хвоста всех убийц, посланных по его душу.
Именно тогда он взял себе новое имя, под которым вошел в историю — Исикава Гоэмон. Он сколотил банду воров и грабителей, которые наводили ужас на окрестных феодалов и богатых купцов. Новоиспеченный атаман не только никогда не грабил бедняков, но даже охотно делился с ними добычей. Это создало грабителю репутацию «защитника угнетенных» и дало ему десятки мест, где можно было скрыться от преследователей. Крестьяне с радостью прятали у себя «заступника». Гоэмон обчищал богатых путников, заходивших в края, где орудовала его шайка, а также «гастролировал» по нескольким провинциям, с легкостью пробираясь даже в охраняемые замки. Для того, кто постиг искусство ниндзюцу — техник ниндзя — это было не особенно сложно. Ему приписывалась даже попытка отравить великого японского полководца Оду Нобунагу, правда безуспешная. Некоторые легенды утверждают, что после этого инцидента, между «защитником простолюдинов» и великим военачальником завязалась дружба.
Попался Гоэмон, когда решил убить Тоётоми Хидэёси — одного из виднейших японских полководцев и фактического правителя всей страны. Почему знаменитый ниндзя задумал это сделать — версии разнятся. Кто-то говорит, что Гоэмон решил отомстить за убитую солдатами Хидэёси жену, другие говорят, что Исикава хотел вступиться за простой народ и убить тирана, душившего простолюдинов поборами, ну, а кто-то утверждает, что дело было в сокровищах одного из самых влиятельных людей в Японии.
В сентябре 1594 года Гоэмон пробрался мимо охраны в свежепостроенный, считавшийся неприступным, замок Фусими, резиденцию Хидэёси в Киото, и без особенных проблем добрался до покоев полководца. Оставалось всего несколько шагов до мирно спящей цели, но то ли от волнения, то ли от предвкушения успеха, Гоэмон уронил со столика колокольчик, которым в случае необходимости полководец вызывал слуг. На звук сразу проснулся хозяин комнаты, прибежали верные охранники, и убийцу мгновенно повязали.
Жизнь после смерти
Хидэёси приговорил Гоэмона к медленной казни — приказал сварить его живьем в огромном котле вместе с малолетним сыном убийцы. Казнь была назначена на 8 октября того же года. Перед смертью, как и полагается потомку самураев, Гоэмон написал прощальное стихотворение: что бы ни случилось, и как бы ни изменился мир — в нём всегда будут воры.
Огромный котел установили на площади перед одним из буддийских храмов Киото. Много людей собралось посмотреть на казнь народного заступника. Когда палачи развели под котлом огонь, Гоэмон взял своего сына на руки и поднял над головой, не давая тому опуститься во вскипающую воду. Так бывший ниндзя стоял долго, пока жар и раскаленное железо под ногами не взяли своё. Народный герой умер стоя. Хидэёси, впечатленный таким проявлением силы духа, приказал помиловать сына своего несостоявшегося убийцы, и палачам удалось поймать мальчика буквально за секунды до того, как он коснулся воды. С тех пор ванну в форме котла, которую и сегодня можно увидеть в Японии, называют «Гоэмонбуро» — то есть «Ванна Гоэмона».
Исикава Гоэмон навсегда остался в истории и культуре Японии. Уже вскоре после его смерти среди простонародья начали ходить легенды, что их спаситель не умер, а сумел избежать казни, где-то прячется и скоро снова будет грабить богатых и помогать бедным. Позже, история Гоэмона перешла на театральные подмостки, где он стал одним из самых популярных персонажей пьес театра кабуки.
История японского Робина Гуда вдохновляла многих писателей, художников, сценаристов, мультипликаторов и разработчиков игр. Он был героем еще немых японских фильмов. К его истории часто обращались желающие написать про ниндзя. Гоэмону довелось примерить амплуа злодеев, трагических персонажей, комедийных героев. В фильме «Гоэмон никогда не умрет» история ниндзя-разбойника не заканчивается в котле. По сюжету Гоэмон подкупил совершенно постороннего человека, чтобы тот сварился вместо него. В известной манга и аниме-франшизе «Люпен Третий», наряду с потомками знаменитых западных героев действует и Ишикава Гоэмон Тринадцатый, совмещающий в себе и искусство вора, и навыки самурая. История прославленного ниндзя вдохновляла и западных режиссеров. Например, в фильме о Джеймсе Бонде «Живешь только дважды» практически разыгрывается история встречи Гоэмона и Нобунаги. Можно быть уверенным, что забвение этому герою уж точно не грозит.