Крестоносцы! Местные жители смотрели на желторотое воинство с изумлением, многие с благоговением. Ребятишкам разрешили поставить на площади палатки, разводить костры, кто-то взял самых маленьких к себе домой - накормить и обогреть.
Это были паломники. Они держали свой путь из городов и деревень северной Франции на Святую землю, к гробу Господню. В Марселе они собирались сесть на корабли и по морю добраться до земли обетованной. Так говорил им Стефан из Клуа, обычный пастушок, которого его маленькие подданные считали чуть ли не святым. А, может, и не в Стефане было дело.
“Уже давно мы идем. То белые голоса позвали нас ночью. Они звали всех маленьких детей. Они были, словно голоса птичек, умерших зимою”*, - скажет позже устами маленьких крестоносцев французский писатель-символист Марсель Швоб.
Через несколько недель корабли нашлись. Не всем, но многим удалось попасть к ним в трюм и отправиться в плавание.
Природа не щадит ни взрослых, ни детей. Несколько кораблей шторм отправил на морское дно вместе с экипажем и пассажирами. Арабские работорговцы не менее жестоки, чем природа. Сотни паломников, которым все же удалось добраться до Александрии, попали в рабство к египетским шейхам. Так закончилось это необычное, удивительное, странное и трогательное паломничество, которое вошло в историю под именем Крестового похода детей.
До конца не ясно, почему весной 1212 года тысячи подростков покинули отчий дом и отправились к Иерусалиму. Французский историк Жозеф-Франсуа Мишо, ссылаясь на хрониста Винцента из Бове, рассказывает, что инициатором паломничества мог быть таинственный Старец Горы - предводитель секты безжалостных убийц - ассасинов. Мол, в плену у этого вождя были два католических священника, которых выпустили на свободу с единственным условием: привести в сирийские горы, в обитель жестокого Старца, мальчиков из Европы.
Но это, скорее всего, легенда. Более правдоподобной кажется версия о двух юных проповедниках - Стефане из Клуа, который стал собирать юных паломников во Франции, и Николае из Швабии. На его плечи легли заботы по сбору добровольцев в германских землях. Что двигало этими людьми, совершенно непонятно, как непонятна и их дальнейшая судьба. Возможно, они были представителями монашеских орденов, возможно, просто талантливыми мошенниками, сумевшими увлечь за собой массы народа.
“Он уверил массу детей посредством ложного откровения, будто засуха в этом году будет столь велика, что море высохнет и обратится в сушу, и толпа детей явилась в Геную с намерением отправиться в Иерусалим прямо по высохшему дну Средиземного моря”, - пишет Мишо о Николае из Швабии.
Как бы то ни было, но весной 1212 года на юг устремились две колонны юных паломников - представителей разных сословий. Колонна из Германии пересекла Альпы и добралась до Генуи, чтобы оттуда отправиться к Святой земле, французские паломники достигли Марселя. Папа римский Иннокентий III с благоговением смотрел на это шествие. Вздыхая, говорил о том, что дети служат упреком взрослым, ничего не сделавшим для освобождения Иерусалима от неверных. И действительно, у взрослых дела на Святой земли шли в то время неважно. В 1187 году Саладин отобрал Иерусалим у крестоносцев. Усилия французского и английского королей, германского императора - предводителей Третьего крестового похода - ситуацию выправить не смогли. Четвертый крестовый поход 1204 года и вовсе направился в сторону от Святой земли: вместо освобождения Иерусалима крестоносцы захватили и разграбили Константинополь. И тогда то, чего не не смогли или не захотели сделать взрослые, попытались сотворить дети.
Конечно, этот поход не мог закончиться благополучно. Отряды Николая Швабского, которые дошли до Генуи, через некоторое время рассеялись: кто-то стал жертвой грабителей, кто-то вернулся домой, а кто-то навсегда осел в итальянском городе, получив права гражданства. Что касается Марселя, то здесь обнаружились два ушлых купца - Гуго Феррей и Вильгельм Порк. Они вели активную торговлю с сарацинами, в том числе и живым товаром. Им были глубоко безразличны сетования папы и судьба Иерусалима, юных крестоносцев они восприняли исключительно как источник прибыли. Феррей и Порк взялись организовать транспортировку пилигримов на Восток. Именно они и нашли несколько кораблей, на которых дети отправились на Святую землю. Только кончилось это трагедией - гибелью в море для одних и рабством для других.
“Это были совсем маленькие пилигримы, - говорит устами папы римского Марсель Швоб. - У них были ореховые и березовые посохи. На плече у каждого был крест. И все эти кресты были разного цвета. Я видел меж ними зеленые, которые, должно быть, были сшиты из листьев. Эти дети - дикие и невежественные. Они бредут неизвестно к какой цели. Они веруют в Иерусалим. Я думаю, что Иерусалим далеко, а Наш Господь должен быть ближе к нам. Они не дойдут до Иерусалима. Но Иерусалим придет к ним”*.