Кто такой вампир?
Это сверхъестественное существо — мертвец, который питается человеческой кровью.
Очень долгое время вампиры существовали где-то на задворках европейской мифологии. Обширнейшие средневековые бестиарии никак не упоминали об этих загадочных существах. Память о них сохранялась лишь среди суеверных крестьян Восточной Европы, считавших драконов или единорогов сказочными созданиями, зато вампиров вполне реальными.
Неслучайно само имя «вампир» пришло из Венгрии, где в тёмных лесах Трансильвании издавна помнили о кровососущих мертвецах. Но не Венгрия была родиной вампиров. Это слово мадьяры заимствовали у южных соседей, представляя искажение исконно-славянского слова «упырь». Несмотря на то, что кровопийцы встречались в страшных сказках многих народов, именно у славян они обрели необычайную мощь. А убить упыря можно было, лишь всадив в его сердце осиновый кол.
В Средние века вампиры, видимо, жили уединённо, и потому об их злодействах известно лишь по народным преданиям.
Вампиры беспокоят
Всё изменилось в XVIII столетии, когда Европу охватила настоящая эпидемия страха перед кровососущими мертвецами. Причиной послужило распространение слухов, что вампиры встают из могил и убивают всех, кого встретят.
Первым случаем вампиризма, хорошо известным нам благодаря документам той эпохи, стала история сербского крестьянина Петра Благоевича.
Благоевич умер в 1725 году.
Но после того как покойника похоронили, он стал периодически захаживать в родную деревню Киселёво и беспокоить родных.
Как-то ночью мертвец заглянул к своей жене и попросил у неё свои старые кожаные башмаки. На следующее утро женщина собрала свои вещи и сбежала из деревни. Но упырь не угомонился и за непродолжительное время убил девятерых человек.
Местный священник вместе с чиновником Фромбальдом вскрыл могилу, в которой обнаружил тело Благоевича без следов разложения, но зато с кровью во рту и выросшими волосами и ногтями. Крестьяне настояли, чтобы труп Благоевича сожгли.
Возвращение вампиров
Шесть лет спустя всю Австрию взволновал случай с другим сербом, Павлом Арнаутом. Он долго служил в армии, а когда вернулся домой, то во время сельхозработ погиб, сломав себе шею. Арнаута похоронили, но сразу после этого загадочная смерть настигла сразу несколько его односельчан. Соседи что-то заподозрили и раскопали могилу Павла. Труп оказался совершенно свежим, в его жилах свободно текла кровь. Когда крестьяне пронзили сердце Арнаута колом, он издал жуткий вопль.
Прошло немало времени. Зимой 1731 года в деревне начались новые беды. Умершие крестьяне возвращались с того света, чтобы убивать своих односельчан. После многочисленных жалоб для разбирательств направили врача Глейзера, а затем особую военную комиссию. Обследование захоронений показало: у двенадцати крестьян из числа умерших за последний год имеются странные признаки. Несвернувшаяся кровь, розовый цвет кожи, отсутствие следов разложения. Комиссия официально заявила, что столкнулась с вампирами, о чём составила надлежащий протокол.
Тела кровососов сожгли, а пепел развеяли над рекой Моравой.
Вампиризм и наука XVIII столетия
После этого незримую границу мира мёртвых как будто прорвало. Сообщения о вампирах поступали одно за другим.
Учёные озаботились изучением феномена, так что в XVIII веке вышло несколько вампирологических книг. Самая известная — трактат «О вампирах», принадлежащий перу Огюстена Кальме.
Кальме — известный историк и библеист — серьёзно подошёл к изучению кровососов. Он описал все известные на 1746 год случаи вампиризма, классифицировал основные признаки живых мертвецов и постарался дать всему этому научное объяснение.
Душа погребённого человека вступает в общение… с духом своего друга… Может быть, посещение умершего есть инстинктивное стремление его обратить внимание на продолжающуюся его жизнь в гробу. С этой точки зрения не суеверием, но осмотрительностью было бы, если бы каждый, кому являются во сне умершие его знакомые, поспешил исследовать состояние умершего во гробе.
Кальме не решился ни признать, ни опровергнуть существование вампиров.
Романтические вампиры XIX века
Массовой культуре XIX столетия весь мир обязан появлением «романтического вампира», который и сейчас господствует в книгах и в кино. Среди первых создателей образа оказался лорд Байрон. Он путешествовал по Греции и вывез оттуда сведения славянской мифологии, описав в своей поэме «Гяур» классического упыря.
Но перед этим из могилы
Ты снова должен выйти в мир
И, как, чудовищный вампир,
Под кровлю приходить родную,
И будешь пить ты кровь живую.
Но вампир — пока ещё чудовище. Надо было придать этому существу загадочный и даже гламурный облик.
С этим успешно справился Джон Полидори, врач Байрона. В 1819 году он создал повесть «Вампир». Там он описал историю лорда Рутвена — бессмертного богача, пьющего кровь, чтобы жить. При этом, в отличие от упырей прошлого, лорд Рутвен не злобный уродец, по ночам выбирающийся из грязной могилы, а романтический герой, красавец-аристократ, играющий с судьбой и с людьми.
Именно таким запомнили нового, изысканного вампира. Теперь без дворянского титула, собственного поместья и больших денег на счету пить кровь стало даже как-то неприлично.
Главная книга про вампиров
Когда в последнее десятилетие XIX века трудолюбивый, но малоизвестный ирландский писатель Брэм Стокер, работавший в жанре готического романа, начал писать свою новую книгу, он не смущаясь позаимствовал имя главного героя у Влада Дракулы. Однако книжный Дракула оказался очень далёк от своего исторического прототипа.
Прежде всего, он не князь, а граф. Хотя графских титулов в Венгрии при жизни Влада III не бывало. Книжный Дракула, видимо, никогда не был князем Валахии. Он обитал в замке, лежащем за перевалом Борго, в Трансильвании. Ну и разумеется, ничего не осталось от прославленной летописями жестокости Влада. Князя впоследствии прозвали Цепешем, то есть «пронзателем» — за любовь к казни посажением на кол. Вместо этого граф Дракула превратился в хорошо образованного представителя высшей знати, обладающего изящными манерами. О его чужестранном происхождении и тайной сущности напоминали лишь экзотическое имя и некоторые странные привычки.
Дракула — идеал вампира
Роман Стокера «Дракула» имел большой успех, который со временем лишь увеличивался. Из очередного готического романа он превратился в описание классического типажа вампира.
В ХХ веке и в наши дни увлечение образом благородного кровососа достигло пика. Историю Дракулы неоднократно экранизировали, по ней ставились пьесы и мюзиклы, снималось кино, мультфильмы. Дракула стал героем многочисленных литературных подражаний, проник в культуру аниме, в конце концов его образ подвергся неоднократной постмодернистской деконструкции и превратился в пародию на жанр ужасов.
В массовой культуре образ вампира полностью лишился даже тех отталкивающих признаков, которые описывал Стокер: архаичные привычки, чуждый акцент, старость. Теперь это вечно молодой и полный сил красавец, всегда идеально одетый — в камзол XVIII столетия или во фрак с цилиндром.
Из рассказов Стокера о том, как Дракула воздействовал на разум юных девушек, родилась целая концепция вампира-гипнотизёра, обладающего магическими способностями, которые заставляют людей беспрекословно подчиняться кровососу. С этим же оказалась связана тема вампирической сексуальности: живой мертвец оказался удивительно притягательным для женщин.
В канон превратились описанные в книгах и кино слабости вампира: страх перед солнечным светом, сжигающим его бессмертное тело, сон в гробу, кол в сердце или обезглавливание как лучший способ избавиться от упыря. А вот боязнь религиозных символов или чеснока так и не стали общим свойством всех вампиров.
Так питающиеся кровью ожившие мертвецы прошли долгий путь от древних славянских преданий, до ужаса крестьян XVII–XVIII веков и восхищения читателей и зрителей XXI века.