Как Эрнест Лусталло создавал русский бокс
938
просмотров
Французский профессор сделал искусство кулачного боя одним из самых популярных видов спорта в России.

90 лет назад ушёл из жизни Эрнест Иванович Лусталло (Joseph Ernest Loustalot), один из отцов-основателей отечественной школы бокса. Уроженец французского Бордо скончался в Ленинграде, где занимался преподаванием кулачного боя и плавания.

Лусталло внёс огромный вклад в развитие атлетизма и бокса царской России, а потом и молодой советской республики. Он приехал в Санкт-Петербург 5 января 1897 года по рекомендации Жуанвильской школы в качестве профессора физического развития.

О биографии Лусталло известно немного. Считается, что француз родился 5 января 1859 года, но, по другим версиям, он всё-таки был моложе. Датой рождения атлета называют 1860 год и даже 1867 год.

Эрнест Иванович Лусталло – боксер

Французское происхождение отечественного популяризатора бокса не должно сильно удивлять. Именно во Франции, в городке Жуанвиль-ле-Пон (к юго-востоку от Парижа) в 1852 году появилось первое в мире специализированное военно-спортивное учебное заведение. Лусталло закончил эту школу с золотой медалью и удостоился звания профессора.

Если опираться на распространённую в СМИ информацию, то перед переездом в Россию француз служил на флоте, а точнее — в морской пехоте. На своей исторической родине Лусталло преподавал бокс по английским и французским правилам, бой на палках, фехтование, плавание, акробатику и велоспорт.

Выдающимся учеником француза является немец Гвидо Карлович Мейер (1876-1942), который также перебрался в Россию и обрусел. В начале XX века он провёл первый в империи профессиональный поединок по боксу с англичанином Лиази, а в 1897 году стал первым чемпионом новой родины по тяжёлой атлетике

С ринга Мейер ушёл непобеждённым в 1903 году. Скончался талантливый мастер кулачного боя в блокадном Ленинграде в 1942 году. В России немецкий атлет получил ласковое прозвище «Гвидоша». Этот силач мог одной рукой поднять 93,2 кг спортивного груза, что более чем на 20 кг превосходило олимпийский рекорд 1896 года. Но настоящее спортивное призвание Гвидо Мейер нашёл во французском боксе под руководством Лусталло.

«Громадный рост, длинные, могучие руки, злость хорошего английского бульдога, сделали «Гвидошу» чудовищным для всех остальных боксёров-любителей», — вспоминал русский борец Иван Владимирович Лебедев

Огромную организационную и финансовую поддержку Лусталло и его ученикам, включая «Гвидошу», оказал меценат, граф Георгий Иванович Рибопьер, который сам увлекался атлетизмом. В 1897 году он зарегистрировал первое в России Атлетическое общество, став работодателем Лусталло.

Интересно, что француз не отличался внушительным ростом и мощным телосложением. Он был относительно невысоким и достаточно жилистым мужчиной. Своим главным преимуществом Лусталло сделал манёвренность, которая заключалась в умении уворачиваться от ударов противника — своевременно производить уклоны, нырки, уход за руку соперника.

Сохранилось описание спонтанного поединка в английских восьмиунцевых перчатках между Лусталло и мясником Литовского рынка Трусовым, выступавшего в качестве циркового борца. Бой прошёл зимой 1897 года. Русскому силачу было обещано содержимое бумажника мигранта в случае победы.

Трусов отчаянно наступал, держа левую руку спереди, а правую — сзади для нанесения нокаутирующей оплеухи. Лусталло своей невозмутимой улыбкой и манёврами постоянно дразнил противника. Окончательно Трусова дезориентировала пара сильных контратакующих ударов и вскоре соперник француза отказался от продолжения боя.

Изящность и техничность движений Лусталло произвела большое впечатление на зрителей. Он продемонстрировал, что при должном умении любой человек, овладевший искусством бокса, способен переигрывать и побеждать физически более развитого и тяжёлого противника.

В Атлетическом обществе графа Рибопьера и военных учебных заведения империи Лусталло занимался преподаванием и организацией соревнований по борьбе, гиревому спорту, боксу, стрельбе и фехтованию. Француз тренировал и некоторых известных личностей. В частности, он давал уроки профессору права, одному из основателей партии кадетов Владимиру Набокову и его сыну, будущему великому писателю Владимиру Набокову.

Уроки бокса проходили в большой домашней библиотеке семьи Набоковых. Навыки кулачного боя помогли мальчишке одолеть одного из главных хулиганов в классе. Лусталло считается прототипом персонажа по фамилии Маскара в рассказе Набокова «Лебеда», опубликованном в 1932 году, уже после кончины преподавателя

Конечно, деятельность Лусталло не стоит идеализировать. Иностранец приехал в Россию, преследуя вполне утилитарные цели. На родине француз был хорошим, но не выдающимся боксёром. Пребывая в жёсткой конкурентной среде, в молодые годы Лусталло не удалось достичь по-настоящему грандиозных успехов.

В России же он смог построить бизнес на преподавании и организации поединков, зарабатывая, по всей видимости, неплохие деньги. Правда, предприимчивость Лусталло не отменяет того, что он привязался к новой родине, завёл множество русских товарищей и внёс колоссальный вклад в популяризацию бокса в нашей стране.

Ученики Лусталло успешно выступали на соревнованиях и дрались с иностранными атлетами. 19 июня 1914 года на высочайшем смотре офицеров главной гимнастическо-фехтовальной школы Лусталло был представлен императору Николаю II.

Первая мировая война стала большим испытанием для француза. В боях с немцами погиб его сын Марсель, которого он усердно тренировал и готовил к профессиональному рингу.

В отличие от многих иностранцев Лусталло не уехал после революции из России и принял советское гражданство. В 1919 году он поступил на службу в Красную армию в качестве преподавателя физкультуры и спорта в Училище командного состава флота. Параллельно со службой он работал рефери и преподавал в спортивной школе плавания «Дельфин»

В советские годы Лусталло подготовил таких мастеров кулачного боя как трёхкратный чемпион Ленинграда Павел Вертков, заслуженный мастер спорта Георгий Шевалдышев, пятикратный чемпион национальных первенств Иван Князев. По тренерской и организационной работе он пересекался с корифеями отечественного бокса — Аркадием Харлампиевым, Вячеславом Самойловым, Борисом Доблером.

Необходимо отметить, что большевики поддерживали развитие искусства кулачного боя. Эта политика в сочетании с пропагандой атлетизма позволили советской школе бокса совершить настоящий рывок в послевоенный период. Отечественный бокс, успешно переработавший лучшие зарубежные практики, по-прежнему остаётся одним из лучших в мире.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится