Как будущий папа римский мечтал о театральной карьере
Посвятить свою жизнь искусству или пойти по стезе служения Богу – такой вопрос стоял перед будущим папой римским на протяжении многих лет и решился в пользу Ватикана благодаря разным факторам, главным образом из-за событий в жизни Иоанна Павла II. Кароль Юзеф Войтыла остался в истории католической церкви как первый с XVI века папа неитальянского происхождения; он в отличие от пап - своих предшественников посещал культовые здания других конфессий – англиканскую церковь, мусульманскую мечеть, синагогу. Иоанн Павел II выступал против любых войн, отвергал смертную казнь, высказывался в пользу защиты прав человека, а еще покаялся в грехах деятелей католицизма.
Он появился на свет в городке Вадовице под польским Краковом, произошло это в 1920 году. В восемь лет Кароль потерял мать, спустя четыре года умер, заразившись скарлатиной, его старший брат Эдмунд. Мальчик остался жить с отцом. Уже в те годы Кароль Войтыла интересовался театром, мечтал быть актером. О пути священнослужителя он мечтать не осмеливался, считая, что недостоин этого.
Подростком будущий понтифик играл в школьном театре, где ему, обладавшему отличной памятью и вообще считавшемуся одним из лучших учеников, часто доводилось играть главные роли или выступать в качестве режиссера. Уже в юные годы появилась на свет пьеса авторства Кароля Войтылы под названием «Король-Дух». После окончания гимназии он поступил в университет на факультет полонистики, где изучал, помимо прочего, и русский язык, и церковнославянскую письменность. Кароль вообще был полиглотом, за свою жизнь он освоил тринадцать языков.
Он много практиковался в литературных сочинениях, писал об истории Польши и о трактовке библейских текстов. В 1939 году Войтыла закончил сборник стихотворений «Псалтырь эпохи Возрождения», включающий впоследствии утерянную поэтическую драму «Давид». На смену школьному театральному кружку пришло театральное братство Тадеуша Кудлиньского, Войтыла играл в спектаклях его «Студии 39». Но тут в жизнь юноши вмешалась война.
Книги, пьесы и путь к папскому престолу
С начала Второй мировой и до середины 1940 года Кароль Войтыла написал множество стихотворений и пьес – большей частью на библейские сюжеты. Он переводил «Царя Эдипа» Софокла на польский язык. Тогда Войтыла еще хотел связать жизнь с искусством, с театром. Во время войны он посещал занятия подпольного университета, был участником подпольного же «Рапсодийного театра» - и то и другое в оккупированной Польше приходилось держать в тайне под угрозой расстрела или концлагерей. Театр ставил пьесы о социальной несправедливости, о борьбе за свои права, причем спектакли выглядели довольно своеобразно, представляя собой скорее выразительное чтение ролей и лаконичные жесты – даже о реквизите речи не шло. Одновременно Войтыла работал на каменоломне, позже – на химзаводе.
На период оккупации пришлось его знакомство с Яном Тырановским, который возглавлял религиозное общество «Живой розарий». Тырановский и вдохновил Кароля Войтылу на церковное служение ближнему, изучение истории религии и трудов католических богословов. В 1941 году умер отец, Кароль Войтыла-старший, и сын, потерявший всех, кого любил, принял решение стать священником.
Он поступил на курсы Краковской духовной семинарии, после войны был рукоположен. В 1958 году Войтыла стал епископом – самым молодым в польском епископате, а спустя еще девять лет – кардиналом.
Все это время Кароль не прекращал литературную деятельность, он создавал поэтические циклы и драматические произведения, под собственным именем и под псевдонимами. Его произведения всегда отличало медленное развитие сюжета и небольшое количество действия, суть произведений сводилась к внутренней работе героев, к познанию мира и Бога, к столкновению разных идей и его осмыслению. В 1975 году кардинал Войтыла написал цикл стихов «Размышления о смерти», а в 1978 была создана его последняя поэма «Станислав». В том же году Кароль стал папой римским Иоанном Павлом II, приняв имя своего предшественника, Иоанна Павла I, пробывшего на папском престоле всего 33 дня.
Искусство как способ проповедовать христианскую веру
Этот глава Ватикана оставил после себя много сочинений, не относящихся к художественной литературе, – богословских и философских работ, книг и энцикликов, призванных проповедовать христианскую веру.
«Я радуюсь тому, что интеллектуалы, творческие деятели, люди культуры находят в Церкви пространство свободы, которой порой не хватает в других сферах. И именно благодаря этому они открывают для себя суть и духовную реальность Церкви, реальность, которую они до этого наблюдали как бы снаружи».
Иоанн Павел II сочетал в своем образе внешнюю хрупкость и огромную внутреннюю мощь – и умел, благодаря своему театральному прошлому, использовать такую амбивалентность, а значит – привлекать большее внимание и к себе, и к своим словам. Его слушали и слышали – не только католики.
А что касается произведений Кароля Войтылы – некоторые из них вошли в историю не только литературы, но еще и кинематографа. В фильме «Ювелирный магазин», истории о судьбах, которые сопровождает покупка обручальных колец у ювелира, сыграли Берт Ланкастер, Оливия Хасси и Даниэль Ольбрыхский. Одноименную драму Войтыла написал в 1960 году, фильм вышел спустя 29 лет.
В 1997 году была экранизирована драма «Брат нашего Бога» - о жизни глубоко почитаемого Иоанном Павлом II католического святого Альберта Хмелевского, монаха и художника. В кинофильме режиссера Кшиштофа Занусси снялся в том числе и Кристоф Вальц - один из самых блестящих актеров современного кино .