Идея сделать очки с тёмными стёклами для защиты от солнца и яркого пламени появилась три века тому назад. Уже в XVIII столетии в этой области экспериментировали учёные эпохи Просвещения.
Впрочем, тёмные очки интересовали не только естествоиспытателей. Первый массовый спрос на них в начале XIX века сформировал сифилис. Одним из симптомов болезни является болезненное восприятие солнечного света — и новомодное устройство стало способом защитить глаза.
Очки и расчёски
По-настоящему модным и популярным аксессуаром тёмные очки стали после Первой мировой войны. Поначалу они были дороги и доступны лишь состоятельным людям: для защиты от ультрафиолета в стекло добавляли редкоземельный церий.
Однако в 1920-х американский предприниматель Фостер Грант решил спасти свой бизнес по производству пластиковых расчёсок: в эру чарльстона и флэпперов продажи подкосила женская мода на короткие причёски.
Что выпускать вместо них?
Бо́льшая часть США — земли жаркие и солнечные, по сравнению не только с Россией, но и с большинством стран Европы.
Вышедшие на рынок в 1929 году очки Foster Grant не просто помогли компании пережить Великую депрессию — они сформировали всеобщую моду.Идея выпускать дешёвые очки с тёмными «стёклами» из пластика «выстрелила» со страшной силой.
Только в 1937 году в США продали более 20 миллионов тёмных очков, которые носили все: от кинозвёзд до реднеков из глубинки. За 25 центов их мог купить почти любой — и спросом аксессуар пользовался далеко не только на юге страны.
Однако солнцезащитные очки были нужны не только модникам и южанам.
Чем спасти глаза пилота?
1920-е были временем стремительного развития авиации. Самолёты летали всё быстрее и всё выше.
А чем выше — тем большей проблемой для глаз пилота становится солнце, чьё сияние на нескольких километрах уже не сглаживается плотными слоями атмосферы. Ослепительно голубое небо «резало» глаза лётчиков немногим слабее. В довесок пилоты ощущали головную боль и тошноту, неуместную в кабине самолёта.
В Воздушном корпусе Армии США — отдельных ВВС ещё не существовало — служил полковник Джон Макриди. Знаменитый авиатор и инноватор поставил немало рекордов и лично открыл эру опыления полей пестицидами. Одним из его увлечений были сверхвысотные полёты на пределе возможностей ранней авиации. Уже в 1921 году Макриди на экспериментальном аэроплане достиг высоты в 10,5 километра. Там ему стало очевидно: обычные тогда лётные очки, предназначенные для защиты глаз от ветра в открытой кабине, не спасают от небесного сияния и мало подходят для высотных полётов. Один из его друзей-лётчиков чудом сумел посадить машину, когда на высоте десяти километров его попросту ослепило. А будущее авиации было как раз за большими высотами.
Полковник Макриди обратился с идеей создать очки для высотных полётов к компании Bausch & Lomb. Она с начала ХХ века поставляла американской военной машине оптическое оборудование: бинокли, перископы, прицелы, дальномеры и всё прочее. До Первой мировой компания была партнёром немецкой Zeiss и заимствовала у производителей знаменитых «цейсовских» прицелов немало полезного.
К 30-м кабины самолётов стали закрытыми — нужда в массивных оправах с кожей и мехом отпала. Макриди предложил сделать очки максимально лёгкими и удобными — но так, чтобы линза перекрывала всё поле зрения, защищая глаза от сияния больших высот. Отсюда и родилась характерная форма «пилотов».
Борьба за военный заказ
Bausch & Lomb выпустила первую модель по концепции полковника Макриди в 1936 году. Для начала — не военным, а в открытую продажу. Уж очень ажиотажным спросом пользовались чёрные очки в США этого времени.
Первая модель Anti-Glare поразила публику не только стильным видом, но и ценой: если пластиковые Foster Grant повсеместно продавались по 25 центов, то стильные очки от Bausch & Lomb из зеленоватого антибликового стекла в пластиковой оправе стоили три доллара 75 центов.
Впрочем, ценители нашлись, продажи росли, да и лётчикам новинка понравилась.
Линзы были сделаны под задачу Макриди — и потому были заметно светлее привычных «фостеровских». Причиной был компромисс: снимать-надевать очки в кабине не очень удобно.
А потому стекло должно было и защищать глаза от чрезмерного света на высоте, и не мешать излишним затемнением пилотировать самолёт у земли.
Пока Bausch & Lomb выходили на гражданский рынок, в сфере военных контрактов их попытались обойти на повороте конкуренты.
Модель D-1 от American Optical лишь отдалённо напоминала будущий культовый дизайн. Архаичного вида дужки охватывали уши сзади — чтобы очки имели меньше шансов слететь при энергичных движениях головой и фигурах высшего пилотажа. А такие же по цвету и функционалу зеленоватые линзы имели футуристичный облик глаз стрекозы. По центру красовалась металлическая пластинка с аббревиатурой USAC — United States Air Corps.
И всё же Bausch & Lomb сумели убедить военных выбрать свою модель, запатентованную в 1939 году под брендом Ray-Ban. К тому времени она получила металлическую оправу взамен пластиковой, антибликовые линзы стали ещё и ударопрочными, а рамку над ними дополнительно укрепили бакелитовой вставкой.
Доведение до совершенства
Военная бюрократия — дело небыстрое. «Настоящие» очки-авиаторы были официально приняты Вооружёнными силами США только в ноябре 1941 года: накануне удара по Пёрл-Харбору.
Военная модель обладала такими же «специальными» дужками, как D-1, но линзы остались прежней формы Anti-Glare, простой и дешёвой в производстве. Она имела индекс AN6531-1, где A обозначало Army, а N — Navy, военно-морской флот. Ведь пилотам морской авиации, особенно служившим на авианосцах, защита глаз в полётах над отражающим солнце морем была нужна даже больше, чем «сухопутным».
Первая модель имела те же светло-зелёные линзы, как ранние Anti-Glare и D-1, но опыт боевой эксплуатации показал: для защиты глаз от яркого света и ультрафиолета этого недостаточно. Type 2 стал темнее, но сохранил характерный зелёный цвет.
Для командного состава стали выпускать модель General с позолоченными дужками. Именно такие очки страстно полюбил генерал Дуглас Макартур — который носил их почти постоянно и остался запечатлён в таком виде на множестве фотографий.
Благодаря ему, «ястребу» и свирепому антикоммунисту, очки-авиаторы стали прочно ассоциироваться в советской карикатуре с образом американского милитариста, империалистического агрессора и разжигателя войны.
Ну а в США, где через авиацию прошли сотни тысяч человек, а Макартур почитался многими славным героем войны, очки-авиаторы вместе с лётными куртками и берцами стали приобретать культовый статус. К тому же они были своего рода компромиссом: гораздо лучше, красивее и надёжнее дешёвых пластиковых очков, и в то же время достать их можно было легко и недорого — уж очень много их выпустили за годы войны, с большим запасом.
К середине 50-х «авиаторы» стали ассоциироваться не только с военными лётчиками, но и со стильными бунтарями-неформалами вроде байкеров и любителей рокабилли. А в 60-х их уже носили и мейнстримно знаменитые актёры, и скандальные иконы контркультуры вроде Хантера Томпсона.
Сыграла свою роль и новая инкарнация военных «авиаторов»: с 1958 года лётчики ВВС и Армии США получили специальные очки модели HGU-4/P — ещё более тёмные и несколько меньшего размера, адаптированные для ношения под стеклом закрытого лётного шлема. В таком виде они появлялись на фотографиях в прессе, а затем и на кадрах хроники Вьетнамской войны.
С тех пор тёмные очки стали всемирной модой и обыденным аксессуаром даже в самых далёких точках планеты. Число их моделей и стилей не поддаётся исчислению — но даже сегодня «авиаторы» остаются популярной и востребованной классикой жанра.
Может, их и делали для сугубо авиационных целей, — но уж очень стильный дизайн получился у полковника Макриди и американских коллег «Цейсса» из компании Bausch & Lomb.