Как рождались и гибли великие города Междуречья
510
просмотров
Первые города появились на территории древней Месопотамии на месте разрозненных селений. Они обросли террасами, зиккуратами, стенами. А потом мегаполисы Междуречья постепенно приходили в упадок

Этой участи не избежал и Вавилон, некогда самый великий город обитаемой ойкумены. Почему одна из самых первых городских цивилизаций возникла в Междуречье (на территории современного Ирака), где реки Тигр и Евфрат стремят свой бег к югу, впадая в Персидский залив?

В древности Ближний Восток вообще являлся одним из самых передовых регионов нашей планеты. Уже примерно к 9000 году до нашей эры люди здесь окончательно перебрались из пещер в шатры и хижины, расселились по селам и деревням.

Археологи находят в отложениях той эпохи остатки простых глинобитных домов, обитатели которых выращивали ячмень и полбу, разводили одомашненных коз, овец и свиней, умели делать каменные орудия труда и уже овладели начатками керамики.

Добрые соседи

Из всех ближневосточных территорий именно Междуречье предлагало наилучшие условия проживания. Во-первых, плодородие местной почвы — спасибо Тигру и Евфрату, покрывшим своими наносами каменистую прежде равнину.

Эта почва хорошо подходила для выращивания зерновых культур, то есть, голод местным жителям не грозил. Опять же, наличие двух больших рек служило гарантией того, что местное население не будет страдать от недостатка пресной воды.

Кроме того, реки служили какой-никакой, а защитой от возможных вторжений врагов. Впрочем, и без того жизнь в Междуречье была достаточно безопасна, о чем свидетельствует тот факт, что сначала здешние города не имели внешних стен. Это значит, что по крайней мере на том этапе жители городов не опасались нашествий жадных до чужого добра соседских племен.

Также реки служили транспортными артериями. Знаменитый Тур Хейердал, глубоко изучивший тему, доказал, что жители Междуречья быстро овладели искусством создания тростниковых судов, на которых они предпринимали иногда очень далекие путешествия.

Плавали, например, в загадочные страны Дилмун, Маган и Мелухха, откуда привозили ценные породы дерева, золотой песок, жемчуг, ляпис-лазурь.

Ученые до сих пор спорят, где находились страны со столь загадочными названиями. Есть мнение, что это Бахрейн, Оман и Индия.

Наконец, в Месопотамии водилось много диких ослов. Этот вид животных жители Междуречья очень быстро приручили, одомашнили и сделали основным тягловым и вьючным транспортом. А заодно изобрели колесо, ставшее самым важным элементом грузовой повозки.

Местные жители изначально создавали свои населенные пункты не очень далеко друг от друга — например, на удобных участках берегов рек. Селения, в которых жили древние месопотамцы, медленно разрастались, увеличивались в размерах.

До такой степени, что территории без жилой и хозяйственной застройки, первоначально существовавшие между разными деревнями, постепенно исчезали. Но такие конгломерации сохранили административное деление на отдельные поселки.

В центре каждого поселка находился храм какого-либо божества, считавшегося покровителем данного селения. Бог-повелитель главного поселка считался господином всего города. Реальным же повелителем являлся лугаль («большой человек») — сначала выборный, а потом и наследственный глава города.

Эпоха урбанизации

Первые «протогорода» Междуречья возникли в период между 6-м — началом 4-го тысячелетия до н. э. Жители Месопотамии того периода (их этническая принадлежность точно еще не выявлена) развивали ирригационное земледелие, занимались ремеслом, рыболовством, охотой и жили в хижинах из тростника и кирпича-сырца.

Кроме того, они начали создавать крупные здания, не предназначенные для жилья, — святилища и многофункциональные общественные постройки. Легенды чуть позднее пришедших в регион шумеров называют первым городом в мире Эриду («добрый город»).

«Вид на храмовый комплекс в городе Эриду». Археологическая реконструкция Балажа Балога

По словам археолога Кейт Филден, Эриду разросся из деревни, возникшей на юге современного Ирака около 5000 года до н. э. К 2900 году до н. э. Эриду уже занимал площадь в 8-10 га. Его жители научились производить высококачественную керамику и прекрасно отформованные кирпичи.

Наиболее примечательным объектом на территории Эриду стал храм бога мудрости Энки. То была окруженная кирпичной стеной обширная пятиугольная платформа, посередине которой возвышалась многоступенчатая башня — зиккурат. Храм стал сердцем Эриду — город рос и развивался вокруг святилища Энки.

Археологи характеризуют Эриду как «необыкновенно крупный город» — уже около 4500 г. до н. э. численность его населения составляла примерно 5 тысяч человек. Жилая застройка Эриду велась в соответствии со все усложнявшейся структурой социальной иерархии. Дома самых богатых и влиятельных горожан располагались ближе к храму, затем шли жилища ремесленников, а на окраинах города селились земледельцы.

К середине IV тысячелетия до н. э. в Месопотамии поселился и поныне еще во многом загадочный народ шумеров, создавший великую одноименную цивилизацию. Ее центрами оказались города Эриду, Ур, Урук, Бад-Тибира, Лагаш, Гирсу, Умма, Ниппур, Киш, Сиппар, Шуруппак, Акшак и другие, которые функционировали как отдельные государства. Важным шагом в урбанизации шумеров стало появление первой в мире письменности к 3100 г. до н. э.

О том, что представляли собой тогдашние населенные пункты, можно судить по примеру Урука, уже в IV тысячелетии являвшегося самым крупным городом Междуречья. На тот момент его обжитая территория составляла 45 га.

Город окружала сеть искусственных водных каналов, использовавшихся для орошения полей и в транспортных целях. В нем же самом располагалось несколько значительных храмовых комплексов, главный из которых был посвящен верховному небесному божеству Ану.

Мозаичная стена в храме в городе Варка (Урук), Ирак, IV в. до н. э. Пергамский музей, Берлин, Германия

Храмовые и административные здания отличались красочной облицовкой. Шумерские ремесленники изготавливали длинные глиняные конусы, обжигали их, красили в красный, белый или черный цвета, а затем вдавливали их в глиняные же стены. Так создавались мозаичные панно с разнообразными узорами. Подобным образом, например, был украшен «красный дом» Урука — место народных собраний и заседаний совета старейшин.

А наиболее знаменитым из городов, возникших в шумерскую эпоху, стал Вавилон (на языке семитов-аккадцев — «Бабили», то есть «врата бога»). Самые ранние археологические находки на его месте датируются примерно 2400 годом до н. э.

Первое же упоминание Вавилона в письменных источниках относится к 2200 г. до н. э. Долгое время это был ничем не примечательный населенный пункт. Но после того, как шумеры исчезли, растворившись среди пришедших в Междуречье куда более многочисленных семитских племен, скромный прежде городок вышел на авансцену мировой истории. Семиты-амореи создали в Месопотамии три царства.

Центром одного из них и оказался Вавилон. Благодаря талантам правителей из воцарившейся в нем династии Вавилон со временем «подмял» под себя два других аморейских царства — и встал во главе могущественного государства. Вавилону оказалась суждена жизнь, растянувшаяся почти на три тысячелетия. За это время не раз великий город падал перед очередным завоевателем — ассирийцы, персы, македонцы, — но потом становился еще более могущественным.

Восемь врат

Благодаря раскопкам, начатым в XIX веке, мы можем представить облик Вавилона. По сравнению с ним бледнеют города прежнего Шумера. Вавилон делился на десять кварталов. Город площадью около 4 квадратных километров опоясывало тройное кольцо стен периметром около 8015 метров, а также наполненный водой ров. Имелась еще и внешняя стена, охватывающая часть предместий, — она защищала собою территорию порядка 10 км2.

Карта Вавилона. Гравюра на меди, Генри Флетчер, 1740 г.

«Отец истории» Геродот рассказывает в своем сочинении о том, как возводились эти стены. «Лишь только выкопали ров, взятую оттуда землю использовали для выделки кирпича. Изготовили достаточное количество обжигавшихся в печах сырых кирпичей. Для их скрепления строители пользовались горячим асфальтом, а через каждые тридцать рядов кирпича закладывали камышовые плетенки.

Сначала таким образом укрепили края рва, а затем и саму стену. Наверху стены по краям возвели поды — одноэтажные башни, стоявшие друг против друга. Между башнями оставалось пространство, достаточное для проезда четверки лошадей», — свидетельствует историк.

Главный вход в Вавилон располагался с северной стороны, где находились ворота, посвященные богине Иштар. Это была воздвигнутая меж гигантских крепостных стен полукруглая арка, сооруженная из кирпичей, покрытых ярко-голубой, желтой, белой и черной глазурью.

Копия ворот Иштар, построенная в Ираке в 1950-х годах

Пройдя под этой аркой, путник вступал на Дорогу процессий, вдоль которой тоже тянулись стены. Стены ворот и Дороги процессий украсили прекраснейшими барельефами, изображавшими львов, быков и мифологических драконов-сиррушей.

В районе северных предместий Вавилона находился и летний дворец царя Навуходоносора II (правил с 7 сентября 605 года по 7 октября 562 года до н. э.), выстроенный в виде крепости.

Всего город соединяли с внешним миром восемь ворот. Вавилонские улицы пересекались под прямым углом, некоторые из них мостили каменной плиткой. Город имел прекрасно обустроенную мощеную набережную, где швартовались грузовые суда, поднявшиеся вверх по реке Евфрат.

«По обеим сторонам реки стена, изгибаясь, доходит до самой реки, а отсюда по обоим берегам идет стена из обожженных кирпичей. Город же сам состоит сплошь из трех- и четырехэтажных домов и пересечен прямыми улицами, идущими частью вдоль, а частью поперек реки. На каждой поперечной улице в стене вдоль реки было столько же маленьких ворот, сколько и самих улиц. Ворота эти были также медные и вели к самой реке»

Геродот

Помимо Евфрата, водоснабжение осуществлялось с помощью множества каналов, проведенных в городские кварталы. А наличие каналов потребовало сооружения мостов, соединявших различные части города.

Чудеса Вавилона

В Вавилоне было огромное количество дворцов и храмов, а некоторые из здешних сооружений были известны по всему ближневосточному и античному миру в качестве чудес света.

Одним из них стал зиккурат Этеменанки («дом, где сходятся небеса с землею») — прекрасно известная нам из Библии Вавилонская башня. Она существовала уже во времена правления старовавилонского царя Хаммурапи (1792-1790 гг. до н. э.), знаменитого своим законодательным кодексом. Башня неоднократно разрушалась пришлыми завоевателями, но вновь восстанавливалась, делаясь все выше и больше.

Одним из тех, кто над ней работал, был, например, зодчий Арад-аххер-шу, восстанавливавший в Вавилоне храмовый комплекс Эсагила после того, как он подвергся разрушению по приказу царя Ассирии Синаххериба в 689 году.

Именно тогда, кстати, башню и увидели евреи, насильственно переселенные в Вавилон по приказу царя Навуходоносора после уничтожения Иудейского царства.

Есть мнение, что евреи могли принять Вавилонскую башню в процессе ее реконструкции за разрушенную. После восстановления башня достигла высоты в 91 метр. Она состояла из восьми ступеней, а ее фундамент достиг ширины 90 метров.

Ученые подсчитали, что для сооружения башни потребовалось 85 млн кирпичей. Подняться на вершину Этеменанки, где располагался двухэтажный храм, можно было по широкой лестнице.

Вторым вавилонским чудом света являлись Висячие сады Семирамиды. Это был каскад многоуровневых садов, похожий на большую зеленую гору, где росли многочисленные породы деревьев, кустарников и виноградных лоз.

3-D модель Висячих садов Вавилона

Легенды приписывают создание этих садов то ассирийской царице Семирамиде (Шаммурамат), то жившему спустя два века после нее Навуходоносору II, якобы желавшему порадовать таким образом свою супругу.

Впрочем, некоторые современные исследователи полагают, что Висячие сады — исключительно плод мифа. Однако и без них в Вавилоне имелось немало поражавшего воображение современников — например, богатство красок. Многие здания города облицовывались глазурованным кирпичом, барельефами, фризами.

Недаром Геродот, побывавший там в V в. до н. э., назвал Вавилон самым красивым из всех городов, которые он видел. Численность же населения Вавилона в годы его наибольшего могущества составляла не менее 150 тысяч человек — по тем временам огромная цифра.

Памятник диктатору

Последним из великих царей, державших столицу в Вавилоне, был Александр Македонский — он даже распорядился выполнить очередную реконструкцию башни Этеменанки, не доведенную, впрочем, до конца.

После его смерти Вавилон стал предметом соперничества разных царств, войны которых опустошили город. Былая «столица мира» стремительно приходила в упадок.

«Въезд Александра в Вавилон», Шарль Лебрен, 1665 г. Хранится в Лувре

К концу I века до нашей эры значительная часть Вавилона, по свидетельству античного географа Страбона, оказалась заброшенной. В I–II веках н. э. в Вавилоне еще действовало центральное святилище Эсагила и театр. К тому времени в Месопотамии появилась и своя раннехристианская община.

Заключительная часть 1-го послания апостола Петра гласит: «Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой». Некоторые считают, что это может служить свидетельством того, что апостол лично побывал в Вавилоне или в его окрестностях.

К тому времени окончательно ушли в прошлое традиции древней месопотамской культуры, сохранявшиеся в Вавилоне: аккадский язык, клинопись, глиняные таблички для письма и допотопная мифология.

Когда римский император Траян, воевавший с Парфянским царством, остановился в 115 году зимовать в Вавилоне, он не нашел там, как сообщает историк Дион Кассий, ничего, кроме «курганов, камней и развалин».

Если же верить другим источникам, некоторые вавилонские храмы и часть городских стен тогда еще продолжали стоять. Когда же спустя несколько веков регион завоевали арабы-мусульмане, они застали существовавшую на месте прежнего Вавилона небольшую деревню Бабиль, центр одноименной области. В X веке арабы начали возводить возле руин Вавилона город Эль-Джами’айн. А спустя двести лет рядом с ним возник город Эль-Хилла — для их строительства использовался кирпич, добывавшийся из руин Вавилона.

На протяжении Средневековья место, где развалины Вавилона скрылись под вековыми напластованиями, время от времени посещали европейские путешественники, но они не всегда могли правильно его идентифицировать. И лишь с середины XIX века сюда зачастили профессиональные археологи.

Восстановленные руины Южного дворца Навуходоносора, Ирак

А еще сто с лишним лет спустя диктатор Ирака Саддам Хусейн распорядился «отстроить» Вавилон — так он хотел обосновать свое «преемство» от древних царей Месопотамии.

«Восстановление» Вавилона выглядело сущей насмешкой — на месте древних развалин начали воздвигать новоделы «под старину», украшенные барельефами, прославлявшими деяния Саддама. Но потом диктатора свергли, и эти новоделы остались стоять памятниками его тщеславию.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится