Помните сцену из второго «Терминатора»? «Мне нужна твоя одежда, ботинки и мотоцикл». Образ Арни, разбросавшего по бару байкеров, а затем стащившего у одного из них дробовик и очки, навсегда останется в истории мирового кинематографа как самый брутальный. И тёмные очки — его неотъемлемая часть. Без них мир не спасти. К тому времени (фильм снят в 1991 г.) солнцезащитные очки уже давно вошли в моду. А начиналась их история тоже с довольно мужественного образа — лётчика. Пилоты Первой мировой войны защищали глаза от ветра и ярких солнечных лучей большими очками — линзы затемняли как могли, например, подкрашивали их акварельными красками. Оставалось сделать лишь шаг до изобретения солнечных очков современного типа.
Изумруды и цветные стёкла: с чего всё начиналось
Справедливости ради, пытаясь уберечь глаза от солнца, люди экспериментировали с линзами ещё в античности. Правда, акварели у них не было, так что прибегали к более дорогим и трудоёмким способам. Самое древнее подобие солнечных очков археологи обнаружили в гробнице Тутанхамона (14 в. до н. э.) — два очень тонких спила изумруда, скрепленные бронзовыми пластинками, то есть оправой. Столь драгоценной вещью обладать мог только фараон или знатный вельможа. У римского императора Нерона тоже была изумрудная линза — сквозь неё он смотрел на гладиаторские бои. И скорее всего, изумруд служил не коррекции зрения, а оберегал глаза Нерона от яркого света.
Цветные стёкла появились ещё в Средние века (из них, к примеру, изготовляли витражи), а в 13 в. сразу в нескольких странах изобрели «читальные стёкла» (очками их ещё не назовёшь). Неслучайно историк-медиевист Умберто Эко включил в роман «Имя розы» несколько ключевых сюжетов, связанных с такими линзами: «Вильгельм (…) вынул вещь, которую я в дороге уже видел и в руках у него, и на носу. Это была рогатка, приспособленная сидеть на носу у человека (…). На концах рогатки, так чтобы находиться прямо перед глазами, держались два овальных металлических окошка, куда были вставлены стекла толщиной каждое с донце стакана. Читая, Вильгельм вздевал это на нос и заверял, что видит значительно лучше, нежели позволяют природное зрение и преклонный возраст, особенно когда дневное светило склоняется к закату».
Но идея использовать цветное стекло для защиты от этого самого «дневного светила» не приходила изобретателям в голову веками. Когда Наполеон собирал армию в Египетский поход (1798 — 1801), он заказал партию особых очков из стекла, частично замазанного сажей и покрытого лаком. Солнечные лучи действительно не так больно били по глазам, но картинку эти очки ухудшали. После этого оптики наконец начали делать очки с цветными стёклами. В 19 в. ими пользовались в основном военные и, например, железнодорожники — для защиты от угольной пыли. Стёкла были зелёные, серые и синие.
Тёмные очки идут «в массы»
В общем, лишь Первая мировая сделала тёмные очки необходимыми, а военная мода — популярными. Вскоре эта мода вошла и в мирную жизнь. В 1929 году в США открылось массовое производство солнцезащитных очков современного типа — с затемнёнными стёклами. Технология изготовления их быстро совершенствовалась. В 1936 г. появились поляризованные линзы (изобрёл их американец Эдвин Лэнд, основатель компании «Polaroid»), а в 1937 г. — антибликовые Ray-Ban зелёного цвета. Так очки стали идеальным инструментом — и картинку не искажали, и защищали от солнца.
В 1930-е годы солнечные очки — «последний писк» моды. Элегантные дамы приобретали их, чтобы отправиться на пляж, вместе с купальниками и шляпами. Ещё сильнее полюбились тёмные очки американцами европейцам после Второй мировой (во многом вновь благодаря популярности военных лётчиков). Носить их стали иконы стиля. В 1957 г. Джек Керуак опубликовал роман «В дороге» — книга воспитала поколение битников, которые носили тесную чёрную одежду, береты и тёмные очки. Тогда же популяризовала солнечные очки Одри Хепберн («Завтрак у Тиффани», «Фанни Фейс»). В тёмных очках часто появлялись на публике Жаклин Кеннеди (после гибели мужа), Джон Леннон, Карл Лагерфельд и другие знаменитости.
С 1950-х гг. солнечные очки — в разряде аксессуаров «must have» на пляже — наряду с пляжными сумками, шляпами и туфлями. Какие только фирмы не производили и не производят их — Polaroid, Ray-Ban, Versace, Tom Ford, Gucci, Prada, Chanel, Fabretti… Каких только форм и цветов оправ нет на рынке — классические каплевидные «авиаторы», трапециевидные вайфареры, броулайнеры с прямой верхней кромкой, круглые «ленноны» (как у Джона) и пандо… Скоро лето — будем выбирать.