В России не было черных рабов, равно как и рабов вообще. Все потребности правящего класса в труде обеспечивались через систему, называемую крепостным правом (крепостные крестьяне, в отличие от рабов, имели собственность и были субъектами права). Поэтому первые чернокожие в России выполняли другую функцию – они были чудом, курьёзом, заморской диковиной.
На картине Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни» за спиной молодого царя Петра – обитая красной тканью карета, внутри которой виднеется женское лицо: кто-то из царственных женщин приехал вместе с Петром посмотреть на казнь. А на запятках этой кареты – два чернокожих пажа в тюрбанах с голубыми перьями.
Может быть, один из них и есть Авраам Ганнибал (1696 (?) – 1781), знаменитый прежде всего как прадед великого поэта Пушкина? Вряд ли. Был ли Ганнибал привезен Петром из Европы в 1698 году, или был ему подарен в 1705 – в любом случае в свите царевен он никогда не состоял. Значит, чернокожие пажи уже были традицией в конце XVII века? Да, и имена первых чернокожих пажей, которые были у царя Петра еще в юности, когда он жил в Москве, упоминает историк Иван Забелин: их звали Томос, Сек, Аврам. К сожалению, больше мы о них ничего не знаем.
«Швейцар открыл. Он черен был, как ночь...»
В свитах европейских королей чернокожие слуги появились еще в эпоху Крестовых походов. Были они в этом качестве и на Руси. Есть сведения, что арапы жили в покоях инокини Марфы, матери первого из Романовых, Михаила Федоровича. На женской половине дворца чернокожие несли ту же функцию, что карлики, блаженные, странники – они дивили и развлекали скучающих женщин царской семьи, вынужденных проводить почти всю жизнь взаперти в своих хоромах.
Для развлечения держали арапов и сами цари. Историк Москвы Иван Забелин упоминает, что у Михаила Федоровича жил арап Мурат, потом арап Давыд Салтанов, которым царь щедро жаловал шикарную одежду. Были среди слуг царя Михаила и арапы-погонщики, прибывавшие в Россию в качестве смотрителей слонов (слонов любили дарить русским восточные правители). Записано, что в 1625 и 1626 годах арап по имени Тчан Ивраимов «тешил» царя, показывая ему трюки своего слона.
Чернокожая женщина жила у супруги Михаила, царицы Евдокии; а Алексей Михайлович держал у себя арапа по имени Савелий, которого отправил учиться русской грамоте – и тот освоил чтение, письмо и пение духовных стихов всего за один год (а тогдашний русский язык был сложнее современного). Но обучение дворцовых арапов в XVII веке было еще своего рода забавой. А вот сын Алексея Михайловича, Петр I, открыл арапам, как и людям любых национальностей, вполне реальную возможность выслуживаться и делать карьеру в России.
Если в чем Абрам Ганнибал и был первым чернокожим в России, то именно в служебной карьере. Сначала, до 1714, он упоминается наряду с придворными шутами; но вскоре царь Петр, видимо, разглядел талант юноши. Он начал доверять ему разные поручения, а затем отправил учиться инженерному делу во Францию. Впоследствии Ганнибал преподавал русским математику и инженерное дело, а при Елизавете Петровне заведовал всем инженерным делом в России.
Ганнибал был человеком, несомненно, выдающимся – к концу жизни он стал генералом и отцом многочисленного потомства, а еще в своей усадьбе впервые в России стал выращивать картофель.
Арабы Высочайшего двора
К середине XVIII века был уже целый штат придворных чернокожих: при Екатерине I состояло 6 арапов (они сопровождали, в частности, ее выезд), при Анне Иоанновне – четыре, а при Елизавете Петровне появились арапы-курьеры, арапы-истопники, арапы-музыканты; арапы выезжали с Елизаветой на охоту, ее любимое развлечение.
При Екатерине II, когда число придворных арапов достигло двух десятков, была введена специальная придворная должность «Араб Высочайшего двора». Поначалу было в ходу написание «арап», в XIX веке стало принято писать «араб», но этнические арабы вряд ли были среди этих людей: на эту должность подбирались как можно более высокие люди с кожей по возможности наиболее черной. Вступая в должность, они должны были принять христианство (позволялось православное и католическое вероисповедания).
Арапы ездили вместе со двором, и основной их службой было открывать двери перед монархами во время торжественных церемоний. При этом именно арапы Высочайшего двора имели самую роскошную придворную форму. Как пишет профессор Игорь Зимин, «В конце XIX века, при Александре III, стоимость парадного обмундирования арапов была самой высокой из всей придворной челяди, что обходилось казне в 543 рубля». По стоимости к этому приближался только парадный мундир камер-фурьера, начальника всей прислуги (408 рублей) и камер-казака (телохранителя) Его Величества (418 рублей). Обычный мужской костюм стоил в те времена 10-15 рублей. А жалование арапа Высочайшего двора составляло от 600 (младший) до 800 (старший) рублей в год.
«Старший» и «младший» означали только уровни должности. Чернокожих детей, «арапчонков», в XIX веке держать при дворе перестали, на службу арабами Высочайшего двора поступали вполне взрослые люди. После приезда в Санкт-Петербург в октябре 1809 г. посланника США Джона Квинси Адамса при императорском дворе появились первые американские чернокожие. Среди них был Неро Принс, один из основателей Африканской масонской ложи в Америке. С ним из США приехала его жена, Нэнси Принс; жила семья араба Высочайшего двора богато, у них даже были слуги.
А ещё Нэнси оставила небольшое описание своего визита и российских нравов. Она была свидетельницей многих праздников и церемоний при дворе, видела Петербургское наводнение 1824 года и восстание декабристов и удивляла русских тем, что отказывалась танцевать на вечеринках, считая, что это греховно для христианина. Как русские ни старались и ни уговаривали, Нэнси оставалась непреклонной. В 1833 она уехала обратно в Америку – ей было тяжело сносить суровый петербургский климат. В 1836 вслед за ней вернулся и ее муж, прослуживший при дворе русских императоров почти 20 лет.
Кальянщик Его Величества
Обычно в Зимнем дворце придворные арапы дежурили в Арабской столовой. Их распорядок дня не был плотным – торжественные случаи, на которых нужно было открывать двери, были не так часты. Иногда им поручали проводить гостей дворца до комнат императора.
В правление Александра II у арапов появилось еще одно постоянное занятие – готовить для императора кальян. У Александра были проблемы с пищеварением, и курение помогало ему с этим недомоганием; кроме того, император и просто любил курить, и ценил арапов двора за мастерство, с которым они готовили ему табачную смесь.
Еще одним традиционным поручением, которое выполняли арапы, было помещение подарков под елку в Зимнем дворце. В данном случае арапы были призваны символизировать восточных царей, волхвов, приносящих дары на Рождество.
В начале XX века расходы на придворных арапов были сокращены, на постоянном дежурстве их осталось только четверо. Потомки арабов Высочайшего двора, часто женившихся на русских женщинах, до сих пор проживают в Санкт-Петербурге.