«Франц Мария Аруэ, 29 лет, родом из Парижа, сын Аруэ — казначея Счётной экспедиции. Посажен в Бастилию 17 мая 1717 года за сочинение разных оскорбительных стихотворений на регента и герцогиню Берри. Он говорил также в присутствии многих особ, что так как он ничем не может отомстить герцогу Орлеанскому, то не пощадит его, по крайней мере, в своих стихотворениях. Когда же его кто-то спросил: «Чем же вас обидел его королевское величество?», — то он вскочил, как бешеный, и отвечал: «Как? Разве вы не знаете, что он послал меня в ссылку за то, что я доказал публике, что он поработил себя недостойной его страсти?» Так описаны в протоколе причины заключения Вольтера в Бастилию.
В деле Франсуа Мари Аруэ фигурировало два сатирических произведения. Первое — стихотворение «Царствующий ребёнок», написанное в в 1716 году и посвящённое Людовику XV, которому на тот момент было 6 лет. Вольтер действительно написал его и сам признался в этом подосланному полицией офицеру. В стихотворении критиковался не только государственный порядок, но и лично регент Филипп Орлеанский, которому молва приписывала предосудительную связь с собственной дочерью.
За «Царствующего ребёнка» Вольтера сначала выслали из столицы. Вскоре опальный писатель вернулся в Париж, где продолжил обличать Филиппа Орлеанского и его окружение.
Новый случай приструнить поэта властям представился очень скоро. В Париже приобрела огромную популярность анонимная поэма «Я видел». Название пошло от предложения: «Я видел то, видел это, видел все злоупотребления, совершённые и предполагаемые… Я видел это зло, а мне только двадцать лет». Недоброжелатели Вольтера распространили слух, что памфлет сочинил именно он. Автором же был другой писатель — Ле-Бренн. Последний так испугался своего успеха, что поддержал версию обвинения. Друзья Аруэ также сыграли с ним злую шутку, признавая за молодым человеком авторство и называя «Я видел» самым неистовым и ярким памфлетом.
16 мая 1717 года после формального приказа «царствующего ребёнка» Людовика XV Вольтер был арестован и отправлен в Бастилию. Даже в заключении он продолжал писать, хотя тюремщики лишили его бумаги. Вместо неё узник использовал поля книг любимых писателей — Гомера и Вергилия. В неволе он написал «Генриха Великого» и «Генриаду». Также в Бастилии была завершена трагедия «Эдип», которую поставили в театре вскоре после освобождения автора из тюрьмы. На афишах впервые появился псевдоним Вольтер. За «Эдипа» критика назвала писателя достойным преемником выдающихся французских драматургов Расина и Корнеля.
Уже тогда у Вольтера было много покровителей. Именно они добились освобождения поэта. Заточение было заменено домашним арестом. Филипп Орлеанский оказался настолько отходчивым, что позже и вовсе начал покровительствовать поэту: вручил ему золотую медаль и назначил ежегодное вознаграждение за сверхпопулярные пьесы. На аудиенции Вольтер попросил герцога не заботиться впредь о его квартире.
Во второй раз Вольтер попал в Бастилию в 1725 году после того, как вызвал на дуэль аристократа де Рогана. Двухнедельное заключение завершилось высылкой в Англию, где мыслитель прожил 3 года.