Крестьяне против короля Иоанна
Готэм был ничем не примечательной деревушкой в центральной части Англии неподалеку от Ноттингема. Жители ее мирно занимались сельским хозяйством, да и само название деревни в переводе со староанглийского означало «козий дом».
События, описанные в легенде о «готэмских мудрецах», происходили в начале XIII века, в период правления короля Иоанна Безземельного. В историю этот венценосный англичанин вошел не только как брат короля Ричарда Львиное Сердце, но и как самый бездарный из правителей острова, растерявший за время царствования множество земель и опустошивший государственную казну. Интересно, что неудачи Иоанна Безземельного в политике навели тень на само его имя, и с тех пор ни Джоном, ни Жаном английские и французские короли наследников не называли.
В той же части истории, что касается готэмских умников, король Иоанн проявил себя как охотник и путешественник. Он намеревался устроить рядом с Готэмом одну из своих резиденций, а для этого проложить дорогу государственного значения. Для небольшой тихой деревни хуже новости было не придумать – ведь бремя строительства дороги, как и платы налогов за пользование ею ложилось в первую очередь на селян. Да и содержание королевского двора обещало стать разорительным и утомительным. Главная же беда заключалась в том, что местное население лишилось бы права свободно охотиться в собственных лесах. И тогда жители Готэма, не осмеливавшиеся напрямую перечить королю, пустились на хитрость.
Готэмское безумие
Прибывшие в Готэм королевские посланники обнаружили, что буквально все жители деревни заняты странным и бессмысленным трудом. В более поздних сборниках английского фольклора перечисляются некоторые такие занятия. Готэмцы «утопили» в пруду угря, чтобы наказать его за съеденную рыбу, затащили телегу на крышу амбара, чтобы защитить постройку от солнечных лучей. Жители взбирались на холм с головками сыра и пускали их катиться со склона – чтобы те могли быстрее попасть на рынок в Ноттингеме и самостоятельно себя продать.
А кто-то возводил изгородь вокруг куста, на котором сидела кукушка, считавшаяся символом лета. Когда, несмотря на построенный забор, она улетела, готэмцы решили на будущий год строить ограду повыше, чтобы помешать наступить зиме.
Хитрость сработала. Послы вернулись к Иоанну с сообщением о том, что все жители Готэма подвержены безумию. В те времена душевные болезни считались заразными, и король принял решение держаться от странной деревни подальше.
Впрочем, на протяжении всего царствования Иоанна Безземельного его ждало такое количество неприятностей, - одно лишь отлучение от католической церкви папой римским чего стоило, - что изменение планов по строительству одной из резиденций стало пусть и неприятным, но все же малозначительным эпизодом.
Истории, высмеивавшие короля Иоанна, как считается, появлялись в ответ на постоянное повышение налогов – во время своего правления король любыми силами старался вытянуть больше денег из карманов своих подданных.
Готэм в фольклоре, литературе и комиксах
Правда ли то, что маленькой деревне удалось оставить в дураках своего правителя, или вымысел, неизвестно. Но с той поры и пошла легенда о хитрецах из Готэма, или, с другой стороны – о готэмских безумцах, ведь грань между поведением умалишенных и гениальным расчетом оказалась очень тонкой. Само слово «Готэм» стало в английском языке нарицательным для обозначения странного, глупого на первый взгляд поведения. Самим же готэмцам приписывается фраза о том, что через их деревню проходит куда больше дураков, чем остается в ней.
Первую письменную форму эти истории получили в XV веке, когда вышел в свет сборник мистерий Таунли (мистерий из Уэйкфильда) – сценок религиозного характера, где наряду с другими сюжетами описывались и приключения в Готэме.
А в середине XVI века в Англии уже вовсю продавалась брошюра под названием «Веселые истории о готэмских безумцах», тексты которых сохранились до наших дней.
Вашингтон Ирвин в своем сборнике сатирических рассказов под названием «Сальмагунди» назвал Нью-Йорк «современным Готэмом», и с тех пор английская деревня обрела популярность, а апогеем ее стало то имя, которое в 1939 году автор комиксов Билл Фишер дал городу Бэтмэна – Готэм-Сити.
Готэм и сейчас принимает множество туристов, вниманию которых предложат, помимо прочего, изгородь вокруг куста с кукушкой. На самом деле место имеет куда более древнюю историю – в 1847 году здесь были обнаружены захоронения времен неолита.
Мудрецы из Готэма стали героями народных песенок, некоторые из них не только сохранились до настоящего времени, но и были переведены на другие языки. «Три мудреца», переведенные с английского С.Я. Маршаком, - стихотворение, а в оригинале – детская песенка, как раз о них, о чудаках, которые «в одном тазу пустились по морю в грозу».
За право считаться деревней или городом «дураков» в одной Англии боролись несколько десятков населенных пунктов. Фольклору вообще во все времена было свойственно создание такого образа – не только на островах Туманного Альбиона.
Тема дураков, которые оказываются умнее тем, кто над ними смеется, остается актуальной во все времена, вдохновляя и современных художников на странности и чудачества. Некоторым это приносит мировую славу и признание – как, например, основателю Академии дураков Славе Полунину.