Какой Дед Мороз правильней - красный или синий?
634
просмотров
Начать придется издалека.

Как известно, Деда Мороза придумали в Советском Союзе в середине 30-х гг. ХХ века. К тому времени прошла разрушительная горячка революционных лет. Общество встало на путь относительно мирного развития. Понемногу стали возвращать некоторые дореволюционные традиции. Кроме прочего, возникло желание вернуть уютный семейный праздник – Рождество.

Однако в атеистическом советском государстве праздновать Рождество на государственном уровне было невозможно. Поэтому рождественские обычаи были перенесены на хронологически близкую дату – ночь с 31 декабря на 1 января, начало нового года.

Однако традиции были перенесены не механически. Произошло их творческое осмысление. Осталась наряженная ёлка, которая в контексте христианских рождественских торжеств символизировала «жизнь вечную», а теперь стала символом Нового года (как праздника, поэтому с прописной буквы). Остались подарки, которые дарили, прежде всего, детям. Осталась даже звезда, которая, впрочем, советскими детьми воспринималась совсем не как Вифлеемская, а как некое квазимистическое повторение рубиновых звезд Московского Кремля.

Но некоторые персонажи в новый формат не вписывались никак. Ни младенец Христос, ни Богородица, ни, в конце концов, волхвы с их дарами. Западный Санта Клаус тоже не подходил. Во-первых, потому, что тоже был тесно связан с христианской религией, во-вторых, это была «заграничная штучка», в-третьих, в России восприятие Николая Чудотворца было совершенно иным, не связанным ни с новым годом, ни даже с Рождеством.

Поэтому нужно было изобрести что-то новое. Кто конкретно решил ввести в сценарии новогодних праздников Деда Мороза – неизвестно. Однако понятно, что это был, как говорят в американских фильмах, «чёртов гений». Поскольку получилось у этого безвестного массовика-затейника хорошо. Персонаж прижился и стал восприниматься как неотъемлемая часть русской народной культуры.

У Деда Мороза было несколько прототипов. Разберем их с точки зрения шуб – их цвета и покроя.

  1. Русские фольклорные персонажи, олицетворяющие мороз и стужу. На самом деле, с добрым Дедушкой, дарящим подарки, их роднит, пожалуй, только название. Россия – холодная страна. Поэтому как в жарком Египте бог Амон, олицетворяющий солнце, не мог быть добрым, так не были добрыми убийственные духи холода на Руси. О цвете их шуб, и даже о наличии у них шуб, увы, судить невозможно.Скорее всего, шуб у них вовсе не было, поскольку по народным поверьям, злые духи сами страдают от тех горестей, которые приносят. Фольклористами зафиксировано, что русские крестьяне в XIX веке верили, что духа лихорадки вечно лихорадит, духа ломоты – ломает и т.д. По этой логике, мороз должен вечно мерзнуть. Без шубы.
  2. Гораздо ближе к современному новогоднему Деду персонаж литературной сказки, написанной князем Владимиром Фёдоровичем Одоевским в 1841 г. – Мороз Иванович. Это уже не просто злобный дух, а мудрый старик, скрывающийся от весеннего тепла в глубоком колодце. Впрочем, шибко добрым его тоже не назовешь. Сам он к детям с подарками не ходил. Наоборот, Рукодельница и Ленивица сами приходили к нему в гости. С современным Дедушкой Морозом его роднит еще и то, что подарочки он дарит не «просто так», а за работу. Конечно, Дед Мороз на ёлке в детском саду штопать себе белье не заставляет. Но немного потрудиться детям, тем не менее, приходится: стишок прочитать или песенку спеть. И все бы хорошо, но действие сказки происходит в усадьбе Мороза Ивановича, по которой он ходит, конечно, не в верхней одежде. Наличие у него пуховой постели и белья заставляет думать, что и шуба у него тоже есть. Но князь Владимир Фёдорович ничего о ней не написал. В сказке Мороз Иванович обходится без шубы.
  3. Санта Клаус. Благодаря Гольфстриму в Европе зима теплее, чем в России. Поэтому шубой коротенькое пальтишко святого Николая Мирликийского, в котором он лазит по печным трубам к европейским детям не назвать. Однако пальтишко это красного цвета. Но вообще-то он тоже – без шубы.

Выходит, Дед Мороз – первый «зимний» персонаж, который стараниями советских художников обрел полноценную шубу. Шуба деда Мороза, как и шапка, стилизованы под русский наряд века XVI–XVII. Такое художественное решение понятно. Дед должен был олицетворять русские традиции. При этом выглядеть как могучий добрый волшебник. Поэтому изображать его как морозного демона не было никакого смысла. Дед Мороз выглядит как знатный допетровский боярин в зимнем костюме.

Если изучить старые советские открытки, то видно, что оба цвета, и красный, и синий, были в ходу с самого начала. И тот, и другой вариант соответствовали древнерусским традициям. Однако чаще все-таки встречается Дед в красной шубе. Думается, причина в том, что отечественные художники вдохновлялись образом зарубежного Санта Клауса.

Затем в формирование образа новогоднего дедушки включился кинематограф и мультипликация. В мультфильме 1950 года Дед Мороз предстает перед нами в светло-серой (или серо-голубой) шубе до пола. В сказке «Морозко» Александра Роу (1964 г.) – он тоже в богато вышитой серебром голубой шубе. А вот в популярной детской сказке «Новогодние приключения Маши и Вити» (1975 г.) Дед Мороз уже в красной.

При этом нужно принять во внимание, что Дед Мороз из «Новогодних приключений Маши и Вити» – это Дед Мороз, который приходит на ёлку к детям в Дом Пионеров. То есть, он напоминает тех явно «ненастоящих» Дедов Морозов, которых с разной степенью артистичности играли воспитали детских садов, школьные физруки и пр. Меж тем в фильме «Морозко» – Дед Мороз существует в контексте, который не позволяет усомниться в его подлинности. Он «настоящий». Ситуацию усугубил мультфильм «Дед Мороз и серый волк» (1978 г.) в котором настоящий Дед Мороз на протяжении всего мультфильма носит синюю шубу, а переодетый Дедом Морозом серый волк – красную.

Принцип этот соблюдался далеко не всегда. Однако, посмотрев несколько новогодних выпусков передачи «В гостях у сказки», советский сциентистски настроенный дошколёнок начинал усиленно размышлять. Полученных данных было достаточно для того, чтобы в детской среде зародилось стойкое убеждение, что в красных шубах ходят только «ненастоящие» Деды Морозы. Те самые, переодетые. А настоящий непременно должен быть в синей. Это был своеобразный психологический механизм, позволявший сохранить детскую веру в Деда Мороза даже в той ситуации, когда у Деда Мороза, пришедшего на ёлку в детский сад, случайно «отклеивался ус», а взгляд и голос подозрительно напоминал взгляд и голос строгого завхоза Клавдии Афанасьевны.

Поскольку автор этих строк – сам советский дошколёнок в отставке, то, конечно, он не может предать выводов, достигнутых консилиумом выдающихся умов детского сада «Солнышко» в 1979 году без достаточных на то оснований. Поэтому мой ответ на поставленный редколлегией сайта «Исторический документ» вопрос будет однозначен: настоящий Дед Мороз, конечно, «синий». Знакомство с некоторыми Дедами Морозами уже во взрослом состоянии, кстати, этот вывод повредило: если не шуба, то «цвет настроения» у современных Дедушек синим бывает довольно часто.

Впрочем, у уважаемых читателей, конечно, в детском саду тоже были неглупые друзья. Возможно, они пришли к иным выводам. Было бы интересно узнать о них. Пишите в комментариях: какой он, настоящий Дед Мороз: «красный» или «синий»?

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится