Темы Византийской империи
Подобно римским временам, каждый гражданин за пределами стен Константинополя жил в провинции. При самой долгоживущей административной системе Византийская империя состояла из нескольких тем с одним генералом (стратегом) во главе каждой. Государство разрешало солдатам обрабатывать землю в обмен на их услуги и обязательство, что их потомки тоже будут служить. Стратег был не только военачальником, но и надзирал за всеми гражданскими властями в своих владениях.
Темы значительно удешевили содержание постоянных армий, так как плата за пользование казённой землёй была изъята из солдатского жалованья. Это также позволяло императорам избежать дико непопулярной воинской повинности, поскольку многие рождались в армии, хотя военных сословий со временем становилось все меньше. Эта уникальная характеристика тем помогла сохранить контроль в провинциях, удалённых от центра Византийской империи, а также оказалась отличным средством для закрепления и заселения вновь завоёванных земель.
Большинство людей работало на постоянно растущих фермах, принадлежащих элитам (сильным, как называли их современники), или владело очень маленькими участками земли. Те, кто работал в больших поместьях, часто были париками (пАрики – поселенец, пришелец). Они были привязаны к земле, которую обрабатывали, поскольку им не разрешалось покидать её. Защита от высылки давалась нелегко, так как она наступала только после сорока лет пребывания на одном месте. Однако в финансовом отношении парики, вероятно, были в лучшей форме, чем мелкие землевладельцы, численность которых сокращалась под влиянием хищнических практик сильных. Ко всеобщему удивлению, одним из крупнейших землевладельцев была византийская церковь. По мере того как эта власть росла, пожертвования, получаемые монастырями и митрополиями, как императорами, так и простолюдинами, становились всё более многочисленными.
Были императоры, которые пытались защитить обедневший сельский класс, предоставив ему особые права. Наиболее примечательно, что Роман I Лакапин в 922 году запретил сильным покупать землю на территориях, где они еще не владели ею. Василий II Болгаробойца (Вулгароктон) похвалил эту чрезвычайно эффективную меру в 996 году, предписав, чтобы бедные оставляли за собой право выкупать свои земли у сильных на неопределённый срок.
Личный статус мужчин, женщин и детей
В то время как мир был еще далёк от Декларации прав человека и гражданина, в Византийской империи сохранялось фундаментальное разделение древнего мира на свободных людей и рабов. Однако под влиянием христианства византийцы оказались более гуманными, чем их предшественники. Оставление рабов и жестокие формы насилия над ними (такие как кастрация и обязательное обрезание) привели к их освобождению. В случае любого спора о свободе личности церковные суды византийской церкви пользовались исключительной юрисдикцией. К её чести, византийская церковь также предусмотрела особый порядок выхода из рабства со времён Константина Великого (manumissio in ecclesia).
Следует уточнить, что парики, хотя и ограничивались землёй, на которой они работали, были свободными гражданами. Они могли владеть собственностью и вступать в законный брак, а рабы - нет. Более того, географическое заточение, в конечном счёте сочеталось с вышеупомянутой защитой от высылки. Гарантированная работа не была чем-то таким, от чего можно было беззаботно отказаться в древности.
Женщинам по-прежнему не разрешалось занимать государственные должности, но они могли быть законными опекунами своих детей и внуков. Эпицентром их финансовой жизни было приданое. Хотя приданое находилось в распоряжении их мужей, постепенно были законодательно установлены различные ограничения на его использование для защиты женщин, в частности необходимость их информированного согласия на соответствующие сделки. Любое имущество, которое они получали во время брака (подарки, наследство), также контролировалось мужем, но обеспечивалось таким же образом, как и приданое.
Женщины большую часть времени проводили дома, ведя домашнее хозяйство, но были и исключения. Особенно когда семья испытывала финансовые трудности, женщины поддерживали её, выходя из дома и работая прислугой, продавщицами (в городах), актрисами и даже девицами лёгкого поведения. Тем не менее, в Византийской империи были такие случаи, когда женщины имели власть и могли оказывать влияние на многие ситуации. Императрица Феодора как раз служит таким примером. Начав как актриса (и, возможно, путана), она была провозглашена Августой и имела свою собственную императорскую печать после того, как её муж Юстиниан I взошёл на трон.
Как правило, дети жили под властью отца. Конец отцовской власти (patria potestas) наступал либо со смертью отца, либо с восхождением ребёнка на государственную должность, либо с его эмансипацией (от латинского e-man-cipio, уход из-под руки мануса), юридической процедурой, восходящей к республике. Византийская церковь пролоббировала в закон дополнительный повод: стать монахом. Как ни странно, брак не был событием, которое само по себе положило конец отцовскому правлению для обоих полов, но он часто становился поводом для процедуры эмансипации.
Любовь и брак
Как и в любом обществе, брак стоял в центре жизни византийцев. Это ознаменовало создание новой социальной и финансовой единицы - семьи. В то время как социальный аспект очевиден, брак сохранял особое экономическое значение в Византийской империи. Приданое невесты было в центре переговоров. Обычно по тем временам люди не женились по любви, по крайней мере в первый раз.
Семьи будущей пары пошли на многое, чтобы обеспечить будущее своих детей в хорошо продуманном брачном контракте. Со времен Юстиниана I древняя моральная обязанность отца обеспечить будущую невесту приданым стала юридической. Размер приданого был самым важным критерием при выборе жены, поскольку он должен был финансировать новообретённое хозяйство и определять социально-экономический статус новой семьи. Неудивительно, что этот вопрос ожесточенно обсуждался.
Брачный контракт также содержал другие финансовые соглашения. Чаще всего сумма, которая увеличила бы приданое на целую половину, называлась гипоболон (приданое), была согласована в качестве плана на случай непредвиденных обстоятельств. Это должно было обеспечить судьбу жены и будущих детей в статистически значимом случае преждевременной кончины мужа. Другое обычное соглашение называлось теоретрон (подарки) и обязывало жениха в случае девственности награждать невесту двенадцатой частью от размера приданого. Особым случаем была esogamvria (груминг), при которой жених переезжал в дом свекрови, и пара сожительствовала с родителями невесты, чтобы после унаследовать их имущество.
Это единственный случай, когда приданое не было обязательным, однако, если молодая пара по какой-то не такой уж невообразимой причине покидала дом, они могли потребовать его. В Византийской империи забота о семейном будущем ребёнка до мельчайших деталей считалась фундаментальной обязанностью заботливого отца.
Это менее странно, учитывая, что законный минимальный возраст вступления в брак составлял двенадцать лет для девочек и четырнадцать лет для мальчиков.
Эти цифры были снижены в 692 году, когда Квинский Вселенский собор Церкви (обсуждается вопрос о том, была ли Католическая церковь официально представлена, но Папа Сергий I не ратифицировал его решения) приравнял помолвку перед духовенством, то есть практически все помолвки к браку. Это быстро стало проблемой, так как законным пределом для помолвки был семилетний возраст со времен Юстиниана I. Ситуация не была исправлена до тех пор, пока Лев VI, по праву называемый Мудрецом, не увеличил минимальный возраст для помолвки до двенадцати лет для девочек и четырнадцати лет для мальчиков. При этом он достиг того же результата, что и при старом пути, не вмешиваясь в решение византийской церкви.
Нескончаемое родство: Ограничения Византийской Церкви
Неудивительно, что брак между кровными родственниками был запрещён с самых ранних стадий римского государства. Quinisext Ecumenical Council (совет) расширил запрет на включение близких родственников по родству (два брата не могли жениться на двух сёстрах). Он также запрещал брак между теми, кто был духовно связан, то есть крёстный отец, которому уже не разрешалось жениться на своём крестнике, теперь не мог жениться на биологических родителях или детях крестника.
Несколько лет спустя Лев III Исавр со своими правовыми реформами в Эклоге повторил вышеупомянутые запреты и сделал ещё один шаг вперёд, не допуская брака между родственниками шестой степени кровного родства (троюродными братьями). Запреты сумели пережить реформы македонских императоров.
В 997 году константинопольский патриарх Сисиний II издал свой знаменитый «томос», который вывел все вышеупомянутые ограничения на совершенно новый уровень. Сисиний заявил, что брак должен соблюдаться не только законом, но и общественным чувством приличия. Это ещё больше развязало руки византийской церкви в расширения запретов: Акт Священного Синода в 1166 году, который запретил брак родственников седьмой степени (ребенок троюродного брата).
Влияние на жителей византийской империи
То, что для современного человека является нормой, по тем временам для сельского населения, рассеянного по всей Византийской империи, вызывало чрезвычайные социальные проблемы. Представьте себе современную деревню с несколькими сотнями человек где-нибудь на горе, где нет Интернета и автомобилей. Многим молодым людям просто не на ком было жениться.
Мануил I Комнин понял это и попытался решить проблему в 1175 году, установив, что наказание за брак, противоречащий «томосу» и соответствующим текстам, будет носить исключительно церковный характер. Однако его указ не был выполнен, и «томос» продолжал существовать и даже пережил падение Византийской империи.
В продолжение темы о Византии, читайте также о том, как Василий II правил всю свою жизнь и к чему привела его власть.