Книга братьев Вайнеров «Эра милосердия» была написана в 1975 году и посвящена деятельности советской милиции в послевоенные годы. Многие люди смотрели только экранизацию и не читали романа, а потому упускают из вида, что литературная первооснова писалась под мощным воздействием от событий XX съезда ЦК КПСС, на котором с подачи Никиты Сергеевича Хрущева произошел «культ развенчания личности» Иосифа Сталина. Поэтому в книге, в отличие от фильма, куда более отчетливо выражено не только противостояние милиции и бандитов, но и противостояние в самой милиции.
Так, книжный Глеб Жеглов благодаря Вайнерам – это отнюдь не позитивный герой и не протагонист истории, а такой же антагонист, как и бандиты. По задумке Вайнеров, Жеглов в произведении был собирательным образом старой, репрессивной, сталинской системы и, в частности, милиции. Однако, в фильме в исполнении Владимира Семеновича Высоцкого, благодаря его актёрской игре и исключительной человеческой харизме, Глеб Жеглов выглядел совершенно иначе и куда симпатичнее книжного. Именно благодаря роли Высоцкого в сознании широких народных масс Жеглов все-таки запомнился как человек правильный, хотя и не лишенный недостатков, в том числе не брезгующий некоторым «радикализмом». Иными словами, если Володю Шарапова в народе бы уважителен назвали «милиционер», то Глеба Жеглова за глаза оскорбительно бы называли тем самым «мусором».
Почему это важно понимать? Потому что Володя Шарапов, как и Глеб Жеглов, – это такой же собирательный образ, не имеющий одного единственного реального прототипа. В представлении Вайнеров, Шарапов – это милиционер и человек с большой буквы. Это образ нового не запятнавшего себя сомнительными делами и радикальными мерами сотрудника репрессивной системы государства, который служит обществу, а не своим интересам и амбициям. Конфликт Шарапова и Жеглова в книге и фильме – это не просто конфликт двух коллег, это противопоставление двух подходов к работе системы подавления в обществе. Правда, в «Место встречи изменить нельзя» Владимир Семенович Высоцкий настолько «задавил» харизмой игру Владимира Конкина, что у нас куда чаще вспоминают не Володю с его человеческим отношением, а фразу «Вор должен сидеть в тюрьме!» Хотя с последним, безусловно, не поспоришь.
Если же нужно пойти по конкретным людям, то безусловно образ и Шарапова, и Жеглова вобрал в себя личности разных сотрудников московской милиции 1940-1950-х годов. Однако, уже упомянутый Владимир Арапов слабо годится на эту роль, так как в разведке он не служил и даже не воевал (был еще ребенком). В МУР Арапов пришел только в 1951 году, а до этого работал в областной милиции. Куда больше на роль прототипа Володи подходит Владимир Федорович Корнеев, который встретил войну в возрасте 17-лет и уже в 1941 попал в разведывательную школу, где его выучили на разведчика-диверсанта. В отличие от вымышленного Шарапова, Корнеев был в немецком тылу не 44 и не 22 раза, а только 6. Правда, ходила его группа «Быстрые» не столько на разведку, сколько для осуществления диверсионной деятельности.
Рейды «Быстрых», как и других диверсионных групп по тылам, длились неделями, а рекордным по продолжительности рейдом стал 4-месчный поход по немецким тылам. Из него, кстати, группа Корнеева вернулась, выведя с собой более 50 красноармейцев-окруженцев. В 1944 году «Быстрых» передали в качестве фронтовой разведке пехоте, так как в диверсионной деятельности на территории с нелояльным окружением не было особого смысла, а риски для наших солдат в тылу многократно увеличивались. Тогда же Корнеев получил тяжелейшее ранение и был комиссован со службы.
Едва поправившись, в 1945 году Владимира Федоровича отыскало бывшее начальство из на тот момент уже расформированной школы разведчиков и предложило новую службу, работу «по специальности». Корнеев попал на должность разведчика оперативного отдела Управления милиции города Москвы. Там он по большей части занимался внедрением в бандитские группировки под видом «приблатненного фраера», а также занимался выявлением воров, спекулянтов, скупщиков краденного. И именно тогда Владимир Федорович даже внедрился в целую банду, которая и стала прообразом «Горбатого» из фильма.