Они охотно принимали русскую культуру
До сих пор довольно много корейцев проживает на Дальнем Востоке (Хабаровский Край, Приморье, Сахалин), а также в южных регионах России. Немало их в Москве и в Питере. Однако в XIX – начале XX века их было в нашей стране во много раз больше.
Перебираться в Россию представителям этого восточного народа приходилось по разным причинам: голод, военные конфликты, политическое давление, стихийные бедствия. А 1860-м, когда согласно Пекинскому договору, заключённому между Россией и империей Цин часть территории Южного Приморья отошла нам, проживавшие на ней более 5 тысяч корейцев автоматически стали гражданами Российского государства. Уже тогда на этих землях жило более пяти тысяч корейцев, получивших российское гражданство.
Первой же задокументированной массовой иммиграцией корейцев в Россию считается переселение в 1854-х годах 67 корейских крестьян, которые основали в Уссурийском крае поселок Тизинхэ. K 1867 году таких корейских поселений было уже три.
К корейцам на Дальнем Востоке в те времена относились неплохо: иммигранты с Востока благодаря врожденному трудолюбию и дисциплинированности активно развивали сельское хозяйство, к тому же, они не только принимали русское подданство, но и охотно обращались в православную веру, и быстро осваивали русский язык. А корейские мужчины даже отказались от ношения традиционных причесок (своеобразная шишка из волос), что было также обязательным условием принятия русского подданства. Этот азиатский народ смог очень деликатно и органично влиться в русское общество, не вызывая неприятия у обычных жителей – их не воспринимали как враждебных чужаков.
Начиная с 1910 года – после того как Япония сделала Корею своей колонией (этот период длился вплоть до капитуляции страны самураев в 1945-м) – к уже живущим в России корейцам прибавились иммигранты, покинувшие родину по политическим причинам. К 1920 годам они составили уже треть населения Приморья. В отдельных населенных пунктах представителей этого народа было вообще большинство. А после Русско-Японской войны корейских поселений в этой части России стало еще больше.
Говоря о «русских корейцах», нельзя не упомянуть о таком печальном факте в истории, как депортации. Охотно пуская иммигрантов на свои земли, Россия была в то же время обеспокоена таким быстрым ростом числа переселенцев. Местные власти видели в них потенциальную экономическую угрозу, однако ничего серьезного предпринять не сумели. В отличие от большевиков…
Массовые переселения в Среднюю Азию
В 1929 году Советский Союз собрал более двухсот «добровольцев», которые были отправлены в Среднюю Азию. В Узбекистане и Казахстане им было велено организовать рисоводческие колхозы.
Огромное число корейцев власти выселили из Приамурья и Приморья в 1937-м. При переезде семьям разрешалось брать с собой имущество и живность. В тот год буквально за пару месяцев в Казахстан и Узбекистан с дальнего Востока было депортировано более 170 тысяч выходцев из Кореи. И уже к 1939 году, согласно переписи населения, на Дальнем Востоке корейцев оставалось лишь около двух с половиной сотен.
Историки отмечают, что принудительные выселения корейцев из Южно-Уссурийского края имели место еще в начале прошлого века. А к началу 1940-х советские власти увидели в корейцах угрозу иного рода – военную: стали опасаться, что они примут сторону Японии.
Между тем тысячи корейцев, проживавших на Сахалине, в основном так и остались там. На сегодняшний день на острове их сконцентрировано больше, чем где бы то ни было в России. Те же корейцы, которые переехали в Среднюю Азию, в подавляющем большинстве осели на новой земле и уже не вернулись на Дальний Восток, и их потомки – это уже не «русские корейцы» (Советский Союз, как-никак распался), хотя изначально их предки ехали со своей родины именно в Россию.
Если же говорить об известных людях с корейскими фамилиями, то у каждого из них – своя семейная история.
Юлий Ким
Легендарный бард, драматург и диссидент родился в 1936 году в семье переводчика с корейского языка. Мать Юлия Кима была русской.
Его отец Ким Чер Сан через пару лет после рождения сына был расстрелян, а мама – отправлена в лагеря, а затем в ссылку. Освободилась она только в 1945-м. Во время ее заключения мальчика воспитывали родственники.
Виктор Цой
Отец отечественного рок-кумира, инженер Роберт Максимович Цой – выходец из древнего корейского рода, причем очень именитого.
Прадед Виктора Цоя Ён Нам жил в рыбацкой деревне на берегу Японского моря. В начале прошлого века, во время войны Японии с Россией, он был в рядах сопротивления против диктатора Ли Сын Мана, в результате чего ему пришлось покинуть родину. На русской земле, во Владивостоке, он женился. Погиб Ён Нам в 1917 году.
Анита Цой
Фамилию Цой, по которой певицу знают российские поклонники, Анита получила от мужа Сергея (известного человека в нефтяной сфере, бывшего пресс-секретаря Юрия Лужкова, президента федерации карате России). Однако сама она, так же, как и он, имеет корейские корни. Девичья фамилия Аниты – Ким.
Дедушка известной певицы, Юн Сан Хым, переехал в СССР из Кореи в 1921 году. В 1937-м он был депортирован в Узбекистан, где выбился в председатели колхоза. В Средней Азии он женился и обзавелся четырьмя детьми. Кстати, отец Анны, которого, как и ее мужа, звали Сергеем, оставил их с матерью, когда девочка была совсем маленькой.
Костя Цзю
Отец прославленного спортсмена, кореец Борис Цзю, в молодые годы работал на металлургическом заводе, а мать (по национальности русская) была медсестрой.
Говорят, именно папа привел девятилетнего Костю в секцию бокса детско-юношеской спортивной школы.
Кстати, хотя прадед боксера Иннокентий был чистокровным корейцем, приехавшим в нашу страну из Китая, его дед уже практически не знал корейского языка.