Купидона называли Эросом или Эротом, он был одним из четырех примордиальных богов, создавших космос и другие занимательные факты о боге любви
0
0
1,532
просмотров
Имя и образ Купидона известен практически каждому. Многие знают, что Купидон – бог любви, однако на этом зачастую и заканчивается наше знакомство с ангелоподобным мальчиком, вооруженным луком и стрелами.

На самом деле у Купидона далеко не простая история. Стоит упомянуть лишь то, что в разные исторические периоды бог любви не просто выглядел по-разному, но был совершенно иным существом.

Метаморфозы Купидона

Метаморфозы Купидона

В древнегреческих источниках, откуда впервые мы и узнали о нем, Купидона называли Эросом или Эротом (в зависимости от перевода)

В самых ранних источниках (космогонии, самые ранние философские тексты) он – один из примордиальных четырех богов, создавших космос. Среди них, кроме Эроса, еще Хаос, Гея и Тартар.

Более поздние источники говорят об Эросе как о сыне Афродиты то ли от Урана, то ли от Ареса. В римскую традицию Купидон или Амур перешел сыном Венеры (Афродиты) и Марса (Ареса).

В конечном счете у более поздних, практически средневековых поэтов и трубадуров Купидон представлен как ребенок с луком и стрелами, часто ослепленный. В раннем греческом искусстве Эрос же изображался молодым мужчиной – воплощением страсти и сексуальной силы.

Древняя Греция и Рим

В Древнем Риме у бога любви было два имени, как и сегодня. Оба значения этих имен напрямую связаны с любовью. Купидон происходит от латинского слова Cupido, что означает «желание». Другое латинское имя Купидона – Амур – происходит от латинского слова «любовь».

Как выглядел Купидон у греков, мы описали выше. Однако после Эллинистического периода, который закончился около 31 года до нашей эры, когда Рим завоевал Грецию, этого бога стали изображать маленьким полнощеким мальчиком, который знаком каждому современному человеку, особенно в преддверии Дня святого Валентина.

Непостоянство любви

Непостоянство любви

Непостоянство любви стали изображать двухконечной стрелой Амура. Один конец – золотой, наполнит сердце искренней и страстной любовью, другой – медный, остудит влюбленное сердце.

Стоит отметить, что двойственная природа любви отражалась и в древнегреческой мифологии, где у Эроса был брат-близнец – Антерос. Антерос был богом взаимной «ответной» любви, он не отличался страстностью, скорее наоборот, был хладнокровным и мстил тем, кто не отвечает на искренние чувства и особенно тем, кто насмехается над ними.

Средневековье

Лук и стрелы были у Купидона и в период классицизма, однако огромное внимание им стали уделять в период раннего Средневековья. Тогда же Купидона начали ослеплять, символизируя тем самым непредсказуемый характер любви – ей подвластны все вне зависимости от возраста, пола и положения в обществе.

Ослепленного повязкой Купидона можно встретить в пьесах Шекспира.

После того как христианство стало фактически единственной формой культуры в Европе в Средние века, бога любви пытались изображать скорее демоном, нежели ангелом. Он был «демоном внебрачной связи», обольстительной злобной фигурой, сбивающей людей с пути истинного. Его колчан стал символом развращенного ума, лук – символом обмана, стрелы – яда, а факел – горячей порочной страсти.

Амур и Психея

Одним из самых популярных классических мифов было повествование о любви Эроса и Психеи – смертной прекрасной девушки. Этот миф увековечил в своем романе римский писатель и поэт Апулей.

Психея была настолько прекрасна, что сама Афродита стала завидовать ее красоте. Ревнивая богиня послала к девушке Эроса, чтобы он заставил ее сердце запылать страстью к самому уродливому существу на земле. Девушку оставили на краю утеса, где ее должен был встретить монстр и забрать в жены. Однако Эрос, увидев Психею, смиренно ожидающую свою жестокую судьбу, сжалился над девушкой и унес ее с утеса.

Эрос стал приходить к девушке, но лишь под покровом тьмы, так как не хотел, чтобы она узнала, кто он. Он взял с девушки обещание не пытаться разведать, кто он. Ревнивые сестры Психеи прознали об ее спасении и любви к таинственному спасителю и решили обхитрить сестру. Они сказали Психее, что ее тайный любовник – жуткое чудище, и убедили ее взглянуть на него, пока он спит.

Психея зажгла масляную лампу и взглянула на Эроса. Он оказался настолько прекрасным, что девушка залюбовалась им настолько, что не заметила, как масло от лампы потекло на плечо бога любви. Эрос, увидев, что Психея предала его, покинул ее и исчез.

Расстроенная Психея бросилась вслед за возлюбленным, долго искала его, скитаясь по всему миру, пока не решилась обратиться за помощью к Афродите.

Разгневанная богиня захотела поиздеваться над девушкой, давая ей одно невыполнимое задание за другим. Однако Психея не сдавалась и справилась со всеми заданиями не без помощи сверхъестественных сил, сжалившихся над нею.

Эрос, узнав о том, что его любимая так долго его искала и перенесла столько мук и страданий, даже спустилась в ад, отправился к Зевсу просить о том, чтобы Психее был дан статус бессмертной. Зевс послушал его, и Психея отправилась жить на Олимп вместе с Эросом. У них родилась дочь Гедония (в римской традиции Волупия) от слова «сладострастие».

Купидон в искусстве

Купидон в искусстве

Амур всегда был одним из любимых сюжетов поэтов, художников, музыкантов и скульпторов.

С возобновившимся интересом к гуманизму классического искусства художники эпохи Возрождения изображали Купидона как вполне реалистического ребенка. Однако он неумолимо становился все моложе и моложе. На некоторых картинах мастеров итальянского и северного Ренессанса Купидон был изображен не просто малышом, но даже младенцем.

В период развития итальянского Ренессанса многие художники начали изображать несколько Купидонов на одной картине. Этот прием стал известен как amorini, или амуры. Порой амуры (которых называли еще и putti – ангелочки) попадали даже на библейские изображения, например на "Сикстинскую Мадонну" Рафаэля.

Купидон в современной культуре

С кудрявыми волосами, красными губками, крошечными крыльями, стрелой с наконечником в форме сердца Купидон является культовой и узнаваемой фигурой в современной массовой культуре. Чаще всего его можно заметить на валентинках, коробках конфет и мягких игрушках, но не стоит забывать про глубокое художественное наследие этого исторического символа.

Купидон остается актуальным и в современном искусстве. Например, популярный поп-арт дуэт муж и жена Класа Олденбурга и Косье ван Брюгген установили популярную скульптуру в Сан-Франциско. Скульптура называется «Охват Купидона» (Cupid’s Span), что очень даже символично, ведь вдохновленные Купидоном предметы и произведения искусства создавались и все еще создаются уже на протяжении тысяч лет, доказывая тем самым, что бог любви и искусство всегда были идеальной парой.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится