Лебенсраум: метаморфозы понятия
857
просмотров
Ассоциации с Lebensraum возникают не самые весёлые — немцы, захватническая война, территориальная экспансия, что-то мрачное типа «всех убьём, одни останемся». Однако изначально всё было не так.

Началось всё, конечно, с учёных, причём с географов. Географ и зоолог Фридрих Ратцель использовал термин «жизненное пространство» в своих работах — в «Политической географии» и в книге 1901 года, которая так и называлась «Лебенсраум».

Ратцеля интересовало, как географическое положение и особенности рельефа влияют на развитие общества. Он считал, что существует духовная и нравственная связь людей с территорией, на которой они живут. С землёй непосредственно связана история народа, а народ — это группа людей, объединённая общей землёй. Государство — это «оседлый организм», а прогресс цивилизаций подобен росту растения, корни которого уходят в почву. «Если народ естественно укоренён в своей территории, то он всегда будет возрождаться…»

Фридрих Ратцель

Однако очень быстро понятие «лебенсраум» зажило своей жизнью, независимой от воли создателя. Его стали использовать журналисты, писавшие в духе Пангерманского союза в защиту колониальных претензий Германии.

Следующий виток развития идея «жизненного пространства» получила в трудах ещё одного географа и геополитика — Карла Хаусхофера. Хаусхофер, в отличие от Ратцеля, был фигурой трагической и неоднозначной.

«Демон геополитики» — как называют его сейчас; «крёстный отец Гитлера» — как о нём отзывались американцы в 1945-м.
Без Хаусхофера не было бы «Майн кампф», он учил Рудольфа Гесса и встречался с Адольфом Гитлером.

Всё это было бы печально, если бы не было так неоднозначно. При всей любви к Германии Хаусхофер мыслил глобально, планетарно, его занимали континенты и цивилизации. Национал-социализм был слишком узок для него. «Необъятная Евразия», ключевая роль в которой отводилась России, — вот то «жизненное пространство», частью которого, по замыслу Хаусхофера, должна была стать Германия.

Всему хорошему, как обычно, противостояли англосаксы с их «политикой анаконды», однако Хаусхофер никогда не говорил на языке ненависти и вражды. Его «Лебенсраум» был про другое: про экспансию, да, но про экспансию «панидеи», объединяющей миллионы людей, а не про уничтожение.

Карл Хаусхофер и Рудольф Гесс

Однако нет добра без худа. Довольно быстро умозрительный «Лебенсраум», придуманный учёными-философами, подменил вполне конкретный и осязаемый «Лебенсраум им Остен», то есть «жизненное пространство на востоке».

Идея схожая до смешения. Тёмный близнец.

Разница была в том, что в «Лебенсраум им Остен» речь шла не о том, как бы всех объединить в «планетарном будущем», а о том, как отобрать и поделить, поработить и даже умертвить.

Доминирующими идеями «жизненного пространства на востоке» стали захват ресурсов, борьба за выживание — причём выживание одних за счёт других. Мирную и умеренную экспансию немецкого рейха заменила идея оккупации, истребления, расовой борьбы, насилия и жестокой войны.

Сумерки «Лебенсраум» породили чудовище — замыслы вроде «Хунгерплана» с задуманными массовыми убийствами.

Но эту концепцию разрабатывали уже совсем другие люди.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится