«Магдебургская свадьба»: истории безумия
0
7
5,119
просмотров
Мир полон внешне безобидных, но имеющих неожиданное толкование эвфемизмов. Вот взять, например, «Магдебургскую свадьбу». Вроде звучит обыденно — берём конвертик с подарком, нарядно одеваемся и едем поглощать угощение… или всё-таки нет? Попробуем разобраться.

Занимательная этимология

Как вы уже догадались, обсуждаемое нами понятие к классической свадьбе никакого отношения не имеет. Более того, этой самой свадьбе оно во многом противоположно — за исключением сугубо отдельных элементов, которые могут иметь к ней какое-то отдалённое отношение.

А всё потому, что крылатое выражение «Магдебургская свадьба» может означать как массовое изнасилование с особым цинизмом, так и — шире — бескомпромиссное насилие к побеждённым.

Родилось это понятие, конечно, не от балды, а в результате трагических событий времён Тридцатилетней войны.

Цепочка событий

Сам конфликт, длившийся с 1618 по 1648 год, родился по, казалось бы, мелочному поводу — очередному чешскому бунту с дефенестрацией. На этот раз дело, правда, не ограничилось богемско-немецкими разборками. Очень скоро ходуном заходила вся Священная Римская империя, а в войне поучаствовала львиная часть Европы — так, из внешних акторов особенно отметились Испания, Франция и Швеция.

Война вышла жёсткой даже по меркам Европы XVII века — массовый грабёж, насилие и убийства «мирняка» были самым обычным делом. Львиная часть войск состояла из наёмников. Лишившись главной мотивации — денег — они быстро становились буйными и неуправляемыми.

А к 1631 году с деньгами у Священной Римской империи были проблемы. Война шла уже долго, а тут в страну как раз наведался шведский король Густав II Адольф со своей армией. Во всей силе и славе.

Среди немецких союзников шведского короля был Магдебург. Город большой и богатый. Однако он находился далековато от побережья, где осваивался Густав, так что войска для защиты он не прислал. Прислал только офицера с совсем небольшим отрядом в качестве кадрового усиления, а также пожелание хорошего настроения и здоровья.

До нашей истории имеет касательство одна деталь. Собственно, название Магдебург происходит от слова «девушка», «дева». Причём название совсем старое, с корнями где-то в дохристианских временах. Дева у Магдебурга на гербе, городские ворота украшала деревянная статуя девы же. В общем, символика очень характерная.

Ну а весной 1631 года под Магдебург явилась армия Священной Римской империи. И не конфетки раздавать. Явились они по причине бардака в снабжении. Граф Тилли, командующий армией католиков, навалившейся на протестантский город, планировал решить все свои проблемы за счёт разграбления Магдебурга, добыв там деньги и провиант.

Получилось у него двояко: разграбить вышло, а вот что-то добыть — не особо.

Как же мы до такого дошли

Овладев Магдебургом в решительном штурме, католические военачальники сразу же потеряли контроль над своими людьми. Отчасти сказалась свалившаяся на войско возможность пограбить после долгого перерыва, отчасти — охмеление. В армиях того времени воде предпочитали пиво или вино — из банальных санитарных соображений. Но за всё приходилось платить — и тут заплатили тем, что перед штурмом войска массово бахнули пива. Голодная и поддатая армия на кураже проломила ворота и ворвалась в город. Гарнизон сопротивлялся отчаянно, да так там весь и полёг.

Дорвавшись до сытых и богатых горожан, оборванные и уставшие от военных тягот солдат принялись развлекаться, как могли. Резня кого попало, насилие над женщинами, поджоги ради поджогов — в общем, погуляли от души.

Результат — город ярко горел до утра, вместе со складами со всеми нужными армии полезными вещами.

Горели горожане, горели сами солдаты — потому что были пьяны вусмерть.

Наутро оказалось, что сгорело всё-таки не всё. Каменные подвалы уберегли заботливо хранимый жителями алкоголь. Что отсрочило наведение в армии хоть какого-нибудь подобия порядка ещё на целых три дня. Пьянство, безумные оргии и резня продолжались — хотя уже и без «огонька» в виде полыхающего города.

Граф Тилли отслужил торжественную мессу, но внутри, надо полагать, кипел от ярости. Магдебург был образцово-показательно разгромлен в дым — но из этого не удалось извлечь никакой пользы. Зато появилось выражение «Магдебургская свадьба». Ещё были, кстати, «Магдебургские квартиры» — то есть сожжённые дома. Ну и сам Магдебург надолго стал именем нарицательным, обозначая нечто вроде подчистую разрушенного Карфагена.

Деву с городских ворот потом нашли в канаве, обгоревшую и, так сказать, окончательно обесчещенную. Финальным аккордом стало гениальное решение Тилли. Там, видите ли, была проблема — в городе осталось много молодых вдов. Вообще куда ни ткни — молодая вдова: мужчин убили почти всех, с женщинами успели обойтись иначе, но тоже плохо. Так вот, акт гуманизма состоял в том, что уцелевших магдебурженок повыдавали замуж за холостых наёмников. С точки зрения нашей морали это какой-то запредельный цинизм, но зольдаты XVII века скорее всего искренне считали, что нашли неплохой и где-то даже благородный выход.

Ну вот, теперь вы знаете, что если уж не отвертеться от участия в любом качестве, на «Магдебургскую свадьбу» надо брать не цветы и подарки, а доспехи, холодное оружие и верных товарищей. Невестой на такой церемонии никому не пожелаешь оказаться.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится