«Майор «Вихрь», «Мертвый сезон» и др: лучшие советские фильмы о разведчиках, созданных на основе реальных фактов
780
просмотров
Шпионские фильмы на протяжении многих лет ассоциировались у зрителя с популярной «Бондианой» или подобными картинами. Но зрители в СССР с неослабевающим интересом следили за развитием сюжета в фильмах, которые рассказывали о деятельности советских разведчиков. При этом большинство героев были не вымышленными, а сценарий строился на реальных событиях с участием разведчиков.

«Подвиг разведчика», 1947 год, режиссёр Борис Барнет

«Подвиг разведчика», 1947 год, режиссёр Борис Барнет Кадр из фильма «Подвиг разведчика».

Прототипом главного героя фильма Алексея Федотова стал советский разведчик Николай Кузнецов, который лично уничтожил больше десяти высокопоставленных чиновников оккупационной администрации нацистской Германии. В фильме Бориса Барнета роль бесстрашного разведчика сыграл Павел Кадочников.

«Вдали от Родины», 1960 год, режиссёр Алексей Швачко

«Вдали от Родины», 1960 год, режиссёр Алексей Швачко Кадр из фильма «Вдали от Родины».

Картина была снята по мотивам романа Юрия Дольд-Михайлика «И один в поле воин», а у главного героя фильма лейтенанта Гончаренко было сразу два прототипа. Первым стал Пётр Иванович Прядко, служивший начальником склада ГСМ и выполнявший впоследствии задание в тылу врага, а вторым – Александр Иванович Козлов. Его семью немцы взяли в заложники, и он был вынужден стать агентом «Абверкоманды-103». Попав на советскую территорию, тут же явился в контрразведку и впоследствии был двойным агентом, возглавлял учебную часть разведцентра.

Трилогия «Путь в «Сатурн», «Конец «Сатурна», «Бой после Победы», 1967,1972 годы, режиссёр Виллен Азаров

Трилогия «Путь в «Сатурн», «Конец «Сатурна», «Бой после Победы», 1967,1972 годы, режиссёр Виллен Азаров Кадр из фильма «Бой после Победы».

Фильм был снят на основе документальной повести Василия Ардаматского, работавшего с закрытыми архивными материалами по разрешению самого начальника ГРУ Петра Ивашутина. Трилогия повествует о деятельности Александра Ивановича Козлова, того самого, кто возглавлял учебную часть разведцентра.

«Это было в разведке», 1969 год, режиссёр Лев Мирский

«Это было в разведке», 1969 год, режиссёр Лев Мирский Кадр из фильма «Это было в разведке».

Прототипом главного героя 12-летнего Васи Колосова стал Александр Колесников, сын 50-го полка 11-го танкового корпуса, где бойцы уважительно называли юного сослуживцы Сан Санычем и не уставали удивляться его отваге. Он неоднократно ходил в тыл врага и выполнял сложные задания. Благодаря Сан Санычу советские лётчики смогли обнаружить и разбомбить секретную железнодорожную ветку, по которой немцы непрерывно перебрасывали технику к фронту.

«Сильные духом», 1967 год, режиссёр Виктор Георгиев

«Сильные духом», 1967 год, режиссёр Виктор Георгиев Кадр из фильма «Сильные духом».

В основу фильма легли реальные события из жизни советского разведчика Николая Ивановича Кузнецова. Это он в тылу врага проник в ставку Гитлера на западе Украины и занимался физической ликвидацией врагов, в том числе генерал-майора Макса Ильгена, шефа правительства дистрикта Галиция Отто Бауэра, доктора Генриха Шнайдера, начальника канцелярии.

«Щит и меч», 1968 год, режиссёр Владимир Басов

«Щит и меч», 1968 год, режиссёр Владимир Басов Кадр из фильма «Щит и меч».

Прототипом главного героя Александра Белова, действовавшего под именем Иоганна Вайса, стал Александр Святогоров, который развивал агентурную сеть на оккупированной немцами территории. По некоторым данным, был у Александра Белова ещё один прототип – Рудольф Абель (настоящее имя Вильям Фишер), действовавший в США уже в послевоенное время.

«Майор «Вихрь», 1967 год, режиссёр Евгений Ташков

«Майор «Вихрь», 1967 год, режиссёр Евгений Ташков Кадр из фильма «Майор «Вихрь».

Прототипами главного персонажа фильма, снятого по одноименной повести Юлиана Семёнова, стали сразу три советских разведчика. Евгений Березняк и Александр Ботян, благодаря которым польский город Краков был сохранён от разрушения немецкими войсками, и Овидий Горчаков, друг Юлиана Семёнова, разведчик и писатель, с него были списаны внешность и характер легендарного «Вихря».

«Вариант «Омега», 1975 год, режиссёр Антонис Воязос

«Вариант «Омега», 1975 год, режиссёр Антонис Воязос Кадр из фильма «Вариант «Омега».

Фильм Антониса Воязоса стал экранизацией романа Николая Леонова и Юрия Кострова «Операция «Викинг» и документальных материалов о работе советской разведки в Таллине в годы Второй мировой войны. Прототипом главного героя Сергея Николаевича Скорина (Пауля Кригера) стал капитан ГРУ и лидер группы разведывательных сетей, действовавших в Европе, Анатолий Маркович Гуревич.

«Мёртвый сезон», 1968 год, режиссёр Савва Кулиш

«Мёртвый сезон», 1968 год, режиссёр Савва Кулиш Кадр из фильма «Мёртвый сезон»

Прототипом разведчика Ладейникова стал Конон Трофимович Молодый, проживавший в Великобритании под именем Гордона Лонсдейла. Он же и стал консультантом фильма под псевдонимом Константин Панфилов. Гордон Лонсдейл был весьма заметной фигурой в Великобритании, сама королева пожаловала ему грамоту за успехи в развитии предпринимательства на благо страны. Но основной задачей советского агента был сбор и передача в Центр информации о британских разработках в области эксплуатации ядерных реакторов на подводных лодках и создания бактериологического оружия.

Трилогия «Фронт без флангов», «Фронт за линией фронта» и «Фронт в тылу врага», 1975, 1977, 1981 годы, режиссёр Игорь Гостев

Трилогия «Фронт без флангов», «Фронт за линией фронта» и «Фронт в тылу врага», 1975, 1977, 1981 годы, режиссёр Игорь Гостев Кадр из фильма «Фронт в тылу врага».

Прототипом главного героя трилогии Ивана Млынского стал генерал Семен Кузьмич Цвигун, по мотивам его документального романа «Мы вернёмся» и был снят фильм Игоря Гостева. Степан Цвигун был автором сценария и оказывал всестороннюю помощь во время съёмок картины.

«Семнадцать мгновений весны», 1973 год, режиссёр Татьяна Лиознова

«Семнадцать мгновений весны», 1973 год, режиссёр Татьяна Лиознова Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны».

Несомненно, этот телефильм является самой известной и популярной картиной о советских разведчиках, а вот образ главного героя стал собирательным. Юлиан Семёнов, по одноименному роману которого был снят фильм, в одном из своих интервью говорил: создавая своего Штирлица, он оттолкнулся от одного из первых советских разведчиков, работавших во Владивостоке, оккупированном японцами. Но при этом легендарный Исаев вобрал в себя черты Зорге, Кузнецова, Абеля и других.

***

Образ советского разведчика ассоциировался в народе исключительно с героическими Штирлицем или майором Вихрем. И, надо сказать, опыт у внедренной или завербованной отечественными спецслужбами агентуры действительно был богатым. Фееричные же провалы и нелепые проколы настоящих разведчиков огласке не предавались. Такие эпизоды замалчивались не менее тщательно, чем факты измены Родине или истории перехода на службу врагу.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится