Сюжет картины
Полотно XVI века, написанное маслом на дубе и имеющее размеры 64 на 46 дюймов, прописано с множеством миниатюрных мужчин, женщин, детей и животных, которые совершают ряд необычных и причудливых действий в своем селе. Отдельные сцены воспроизводятся бок о бок, без прямой зависимости друг от друга. Фон для всей этой разнообразной деятельности состоит из сельского дома, ветхих хижин, каменного моста с колоннами и башней, деревенской площади в центре и усадьбы среди кукурузных полей. Вдали видно сияющее на солнце открытое море. Старое название картины «Мир вверх тормашками» происходит от земного шара, стоящего на символической голове. Это предназначено для иллюстрации того, что люди находятся в мире, в котором все не так, как должно быть.
Идея картины
Брейгель известен своей тщательно продуманной работой, и то, что сначала кажется простой крестьянской жизнью с широким спектром персонажей, вскоре оказывается чем-то большим. Это буйство живописи, выражающее остроумный взгляд на человеческую сущность через воплощение в жизнь различных голландских пословиц того времени. Мудрые высказывания свидетельствуют о безрассудстве и греховности человека в сумасшедшем мире, который отвернулся от Бога.
Историческая предпосылка
Чем же вызвана историческая предпосылка написания картины? В этот период Брейгель переживал смутные времена. Он жил в стране под испанским католическим правлением, где надвигалась тень испанской инквизиции, где религиозные абсолюты были теперь выбором реформации. Множественные политические репрессии по религиозным мотивам, голландское восстание, возглавляемое протестантами сражение против правления Габсбургов... Часть этого пессимизма (а отчасти и цинизма)- проникает в искусство художника и в картину "Фламандские пословицы".
"Фламандские пословицы" могут быть прочитаны как исследование религиозности. Это безбожный пейзаж, где моралистические пословицы позволяют зрителю осмыслить происходящее. Религиозные взгляды самого Брейгеля неясны - у него были гуманистические покровители и соратники, но он не был открыто против католицизма или протестантизма.
Анализ пословиц
Брейгель спрятал свои пословицы в персонажах, а также в зданиях и в ландшафте очень изобретательным образом. Часть образов Брейгель передает через цвет. Например, в случае с женщиной, одетой в красное в центре картины, невозможно прочитать пословицу без понимания цветовых символов. В 1559 году, когда произведение было написано, красный был цветом греха. В то же время синий плащ, который она накидывает на своего мужа, рассказывает вторую половину истории. Синий часто означал обман или глупость, что подсказывает нам: эта женщина не просто сдает пальто своего мужа, а скорее изменяет ему!
Что бы ни использовалось художником для обозначения своей идеи (будь то женщина в красном, надевающая синий плащ на своего мужа, или столпник, использующий религиозное лицемерие, трактирщик, обманывающий других, двуликая женщина, несущая огонь и воду), Брейгель обращает внимание их глупость и разоблачает ее.
Брейгель Старший намеревался не просто иллюстрировать пословицы, но, скорее, проиллюстрировать вселенскую глупость человека. Эта картина свидетельствует о том, что художник активно занимался духовными и моральными вопросами своего времени. Это то, что делает "Фламандские пословицы" такими актуальными и сегодня. Технологии продвинулись вперед, но люди по-прежнему склонны к тем же глупостям, лицемерию, лжи, какими они были всегда.