Необычайная работоспособность, железный характер и сила воли, творческая одаренность и разносторонняя гениальность ума Михаила Ломоносова (1711-1765) потрясали современников и немало удивляют потомков. И вот уже три века неизменным остается вопрос: "Как сын простого рыбака смог столь многого добиться на научном поприще, в области литературы и живописи?"
В изобразительном искусстве Михаил Васильевич предпочел мозаику, возродив древнерусские ее корни и став основоположником этого жанра в современной интерпретации. Именно он изобрел рецептуру изготовления цветных непрозрачных стекол, соединив свои познания в химии и мастерство художника, и именно он организовал производство смальты и склеивающего раствора, которые стали широко применяться в мозаичных работах монументально-прикладного искусства в России.
Как все начиналось
В средине 1750-х, бывая частым гостем в доме графа Воронцова, Михаил Васильевич как-то заинтересовался несколькими мозаичными картинами, которые тот привез для своей коллекции из Италии. Одна из работ, собранная неизвестным автором из оригинала картины Гвидо Рени, выделялась среди других поразительно богатой красочной палитрой. Ломоносов был заинтригован искусным творением итальянского мастера, доведшего свою смальтовую ”палитру” до неимоверного количества оттенков. Это позволило итальянцу мастерски скопировать масляную живопись.
Ученый тут же загорелся идеей создать нечто подобное и возродить в России жанр, весьма популярный еще во времена Киевской Руси. И при том не только возродить, а и создать для этого новый материал. И так как технология изготовления смальты хранилась итальянскими мастерами в строжайшей тайне, Ломоносов во что бы то ни стало решил разгадать этот секрет.
Три года понадобилось ученому, чтобы создать смальту, не уступающую по качеству и цветовой палитре итальянской, - самых разных цветов и оттенков. Для этого ему пришлось разработать собственную теорию "Трех цветов", опираясь на физическую природу света. Именно он доказал, что белый свет состоит из трех основных цветов — красного, желтого и синего, смешивая которые и получаем весь спектр радуги.
В 1757 году М. В. Ломоносов представил в Сенат проект, в котором предложил соорудить над надгробием Петра I мозаичный монумент, а стены церкви «выложить мозаичными картинами». Сенат проект одобрил и оплатил работы.
«Полтавская баталия»
Первым крупномасштабным мозаичным произведением в истории искусства России считается «Полтавская баталия», созданная Михаилом Васильевичем, которая сохранилось до наших дней и украшает Главное здание Академии наук в Санкт-Петербурге.
Грандиознейшая мозаика (309,764 квадратных метра), воплощенная в декоративном стиле, собрана из миллиона тридцати тысяч кубиков смальты, толщиной до 6 миллиметров и длиной 5 сантиметров. Создавал ее Ломоносов с 7-ю помощниками на протяжении почти двух лет.
По окончании работы над мозаикой Ломоносов задумал еще одно мозаичное панно «Покорение Азова в 1696 году», однако из-за болезни ног, он так и не смог приступить к работе. А спустя пол года весной 1765 гения не стало.
За свою жизнь Михаил Васильевич создал около сорока мозаичных картин, большая часть из которых составляют портреты. До нашего времени дошло двадцать три его работы. Любопытства ради можно даже сравнить нелепые первоначальные произведения Ломоносова со зрелыми его работами. Колоссальный прогресс... Не правда ли? А еще сложнее поверить в то, что время их создания разделяет всего четыре года.
Все это лишний раз является свидетельством того, что человеческий талант, как правило, всегда разносторонний, и развивать его можно во все направления, было бы желание и цель.