1. Панорама «Бородинская битва», Москва
Знаменитая московская панорама появилась к вековому юбилею победы в Отечественной войне 1812 года. Инициатива принадлежала художнику Францу Алексеевичу Рубо, который к тому времени уже имел опыт создания таких произведений – за плечами у него была работа над батальными панорамными картинами «Штурм аула Ахульго» и «Оборона Севастополя». Император Николай II дал добро на проект.
Рубо собрал команду, в которую входили, в частности, художник Иван Мясоедов и консультант генерал Колюбакин. К 1912 году картина была готова, ее размеры составили 15 на 115 метров. Важную роль играл предметный план – размещенные между смотровой площадкой и полотном отдельные экспонаты, дополнявшие картину и размывающие границу между реальными предметами и иллюзорными, нарисованными. Для демонстрации произведения решили возвести отдельное здание – деревянный павильон, который был установлен на Чистопрудном бульваре.
Торжественная церемония открытия «Бородинской панорамы» состоялась 29 августа 1912 года, присутствовали император и его семья. Был открыт доступ и простым посетителям – правда, через некоторое время крыша павильона начала протекать и само здание, не рассчитанное на долгий срок службы, стало приходить в негодность. Но начавшаяся мировая война, а за ней революция отодвинули решение судьбы произведения до 1918 года, когда панорама была снята, свернута и начала кочевать по складам и подвалам Москвы.
Из-за неправильных условий хранения была утрачена большая часть произведения, но после Великой Отечественной войны группа реставраторов взялась за восстановление панорамы. В первоначальный сюжет внесли некоторые изменения – например, добавили фигуру раненого Багратиона. Однако новый холст не сразу был выставлен на всеобщее обозрение, а лишь в 1962 году, когда по случаю полуторавековой годовщины войны с Наполеоном был выстроен и открыт новый музей на Кутузовском проспекте – на том месте, где раньше находилась знаменитая деревня Фили.
2. Панорама «Сталинградская битва», Волгоград
Идея создать панораму, которая увековечила бы подвиг защитников Сталинграда, впервые прозвучала уже в 1943 году. В 1944 году был создан первый вариант, разборно-передвижная панорама, изображавшая события сентября 1942 года и битву на Мамаевом кургане. Этот проект в итоге был отвергнут, и после войны студия военных художников имени М.Б. Грекова взялась за новую картину.
Панорама была завершена в 1950 году и сначала демонстрировалась в Москве, а после была перевезена в Сталинград, где ее выставили для обозрения в кинотеатре «Победа». А позже начались работы по сооружению отдельного здания для картины о Сталинградской битве, само полотно было создано заново и стало самым крупным среди отечественных произведений живописи: в длину его размеры составили 120 метров, в высоту – 16.
Доступ к экспозиции был открыт в июле 1982 года. Панорама, запечатлевшая заключительный этап Сталинградской битвы, включает изображения зданий, ставших знаменитыми – мельница Гергардта, элеватор, дом Павлова. На картине можно увидеть и героев-защитников Сталинграда, совершивших подвиги в разные дни битвы за город.
3. «Оборона Севастополя», Севастополь
Эта работа стала второй панорамой, созданной Францем Рубо – на семь лет раньше, чем посвященная Бородинской битве под Москвой. В основу картины положена битва на Малаховом кургане в июне 1855 года, после года осады города войсками французов и англичан во время Крымской войны. То была первая оборона Севастополя – в отличие от следующей, случившейся спустя почти сто лет во время Великой Отечественной войны.
Франц Рубо работал над картиной на протяжении четырех лет, изучая документы и местность, где велось сражение, встречаясь с очевидцами событий полувековой давности. Для панорамы размером 14 на 115 метров было выстроено отдельное здание – возглавлял работу военный инженер Фридрих-Оскар Энберг. В 1905 году состоялось торжественное открытие.
А во время второй обороны Севастополя помещение, где размещалась панорама, пострадало от бомбежки и начавшегося в результате пожара. Панорама, вернее, ее отдельные части, были спасены благодаря героическим усилиям севастопольцев и вывезены на корабле в Новороссийск. По прибытии оказалось, что произведение пострадало от морской воды, и реставрацию признали невозможной.
После окончания войны восстанавливали панораму исходя из сохранившихся фрагментов, и в результате работы большой группы художников новое произведение увидело свет к столетию первой обороны города, в 1954 году.
4. «Волочаевская битва», Хабаровск
Сюжетом для этой панорамы размером 6 на 43 метра стало Волочаевское сражение – битва во время Гражданской войны, в которой войскам Народно-революционной армии удалось разгромить части Белоповстанческой армии, которая объединяла бывшие колчаковские и семеновские силы, и обеспечить стратегическое преимущество в Приморье. У станции Волочаевка, в 55 километрах от Хабаровска, состоялся штурм сопки Июнь-Корань, который и воссоздан на картине.
Авторами произведения стали художники-баталисты Сергей Агапов и Анатолий Горпенко, посвятившие четыре года работе над панорамой. В создании произведения участвовал военный консультант. Картина заняла место в круглом зале здания Хабаровского краевого музея имени Н.И. Гродекова, а открытие панорамы состоялось 30 апреля 1975 года.
5. Панорама «Транссибирская железная дорога»
Уникальная в своем роде панорама когда-то завоевала Золотую медаль Всемирной выставки в Париже – произошло это в 1900 году. Демонстрировалось произведение необычным образом: посетители занимали места в трех вагонах, стоявших в павильоне. Специальные приспособления создавали иллюзию движения вагонов – их покачивало, как во время настоящей поездки. Но главная иллюзия ждала посетителей за окнами вагонов: там двигались четыре экрана с акварельными изображениями видов вдоль Транссибирской железной дороги.
Самый быстрый, ближний экран, вращался со скоростью 300 метров в минуту – на ленту были наклеены камни и валуны, на следующем экране, чуть медленнее – кусты. Основная лента с акварелями двигалась перед стоящими вагонами со скоростью 40 метров в минуту. Общая длина панорамы составила 942 метра, картина представляла собой виды Великого Сибирского пути от Самары до Владивостока.
Художник – Павел Пясецкий – работал над панорамой с 1894 года. Он был приглашен запечатлеть строительство Транссибирской железной дороги с художественной стороны, и почти десять лет провел в разъездах по стране, рисуя виды, открывающиеся из окна поезда. Для него были выделены специальные вагоны – один для размещения мастерской, другой – для отдыха.
За свою работу Пясецкий получил на выставке в Париже орден Почетного легиона. После возвращения в Россию панорама многие годы провела в запасниках. В 2007 году отреставрированные акварели «Транссибирская железная дорога» вновь увидели свет на выставке, посвященной 170-летию Российских железных дорог, в здании Витебского вокзала Санкт-Петербурга.
К вопросу о героях Бородинского сражения: вот как складывалась семейная жизнь генералов Отечественной войны 1812 года.