Пресловутый славянский тип с оговорками
В научных кругах славянами считают народы, издавна использующие в качестве родных языки славянской группы. Естественно, что носители родственных языков обладают антропологическими сходствами. Западные славяне генетически похожи на восточных. Русские, населяющие центральные и южные регионы, формируют с украинцами и белорусами общую восточную группу. При этом северные русские сильно выделяются на фоне остальных представителей. В генетическом контексте им роднее финно-угорские народы.
Что касается западной группы, то наибольшее родство наблюдается у восточных славян с поляками. Имея ряд общих черт между собой, западные и восточные братья во многом схожи с неславянскими соседями.
Речь идет о балтоязычных народах – латышах, литовцах. Это явление ученые логично поясняют взаимной ассимиляцией в силу территориальной близости.
Особый генофонд представляют южные славяне. Максимально тяготея к типажу географических соседей, они сходны на генетическом уровне с другими балканскими народами. К примеру, болгар, хорватов и сербов внешне порой сложно отличить от живущих рядом греков, румын и албанцев.
Даже с учетом того, что все эти представители общаются посредством разных неславянских языков. А вот чехи со словаками генетически смещаются к западноевропейской популяции, в частности, к немцам.
Отдельно стоит отметить популярную сегодня украинскую тему. Все чаще звучат предположения, основывающиеся скорее на политизированных источниках. Если судить по результатам многолетних исследований международной генетико-лингвистической группы ученых во главе с доктором биологических наук О. Балановским, то ответ один. Украинские популяции максимально схожи с русскими.
В этом контексте интересна роль белорусов, часть которых неотличима в генетике от украинцев, а часть - от русских. В детальном рассмотрении всех восточных славян украинский генофонд без резких границ переходит в русский, а белорусы — будто распределены между ними.
Языковые сходства или немного о лингвистике
Славянская группа языков является частью индоевропейской семьи, имея массу схожего с балтской. Славянские языки условно подразделяют на восточнославянскую ветвь (русский, белорусский, украинский), южнославянскую подгруппу (болгарский, сербо-хорватский, словенский,), западнославянское ответвление (польский, чешский, словацкий). Разговорные формы языков сильно между собой похожи, отличаясь в грамматическом и фонетическом аспектах. Письменная разность, к примеру, в польском, чешском и словацком заключена в латинском алфавите. Это легко объяснить влиянием католичества.
Соответственно, кириллицу в русский, болгарский, македонский языки принесла Православная Церковь. На их фоне выделяется сербохорватская письменность, опирающаяся на два алфавита. Еще один отличительный критерий славянских языков – позиции ударений в словах. Например, чехи делают акцент на первый слог, поляки – предпоследний, а болгары и русские в этом плане максимально вариативны. Грамматически отличаются от других славянских македонский и болгарский языки, использующие особую систему употребления существительных и артикли.
Существенные межязыковые различия обусловлены во многом территориальным положением. Ученые сходятся во мнении, что, размещаясь по европейским землям, славяне приносили с собой язык, одновременно впитывая и чужой генофонд.
Общее в народной культуре
Основным культурным отображением тех или иных особенностей народа считается фольклор. Что касается устного творчества, общие черты без труда прослеживаются у восточных славян, западных и даже южных. Множество вековых болгарских сказок очень похожи на русские. Ведь фольклорная общность заключена не только в смысловой идентичности. Исследователи делают упор на схожесть стилей изложения, сравнительных образах, эпитетах.
Другими словами, славянское творчество отличается схожим принципом мировосприятия и мышления. Кроме этого, на сходство культур не могло не влиять общее географическое положение и виды деятельности. Славяне жили земледелием и скотоводством, что отражено в обрядовой поэзии всех представителей подгрупп. Древние славяне считаются солнцепоклонниками, так что образы земли и солнца наполняют мифологию и русских, и белорусов, и сербов, и болгар. О единой общности свидетельствуют герои сказок.
Тесные межславянские связи располагали к объединению и противостоянию врагам общими усилиями. Некоторые классические сказочные персонажи являются собирательными в устном творчестве восточных, южных, западных славян. То же самое касается сюжетов эпосов, народных песен и танцев, явственно свидетельствующих о единстве славян.
Ментальность и общеславянский психотип
Славянофил 19 века Н. Данилевский в своей работе «Россия и Европа» выразил основные черты национального славянского характера. По его убеждению, этот психотип резко отличается от тех же романо-германских народов. На основании результатов долгих исследований ученый выделил особый славянский культурно-исторический тип. Первая указанная им особенность — генетически обусловленное миролюбие и отсутствие тяги к насилию.
Вторым отличительным признаком славянства в целом назван приоритет внутреннего глубинного образа жизни. Другими словами, славяне являются созерцательными интровертами, пренебрегая прагматичностью, активностью, обращению к внешнему миру и экспансии. В основе жизнедеятельности славян, по Данилевскому, лежит духовная созерцательность, размеренный поиск истины. Ученый брался утверждать, что характер славян преисполнен мягкости, почтительности, покорности, что само собой исходит из христианских идеалов.
Дает исследователь и более конкретные характеристики. Русских Данилевский называл «славянскими римлянами» с перспективными тенденциями, а западным славянам приписывал зависимость от германо-романской культуры. Сербов считал склонными к внутренней раздробленности, а поляков - самым прозападным народом среди славянства. Болгары по Данилевскому либеральны и демократичны, а чехи – русофилы с немецким характером и германской культурой.
Помимо имён, от славянской традиции у русских сегодня используют отчество, чего нет в Центральной и Западной Европе.