Живописец и график Фирс Журавлев родился в семье среднего класса. Родился и вырос в Саратове, там же работал портным. В 19 лет юноша решила приехать в Петербург, чтобы пройти обучение живописи у академика Л.С. Игорева, а затем проходил обучение в Академии живописи сначала на правах вольнослушателя, а затем студентом у Маркова, Бруни и Нефф.
Журавлев был отличником учебы. За успехи художник получил малые и большие серебряные медали, а также золотую медаль (за картину «Кредитор описывает имущество вдовы»). Через год после написания этого полотна (1862) Журавлев принял участие в «восстании будущих передвижников» (отказ части студентов от участия в конкурсе на золотую медаль учреждения). При этом Фирс Журавлев продолжал принимать участие в академических выставках (до 1893 г.).
Основные темы картин Журавлева - неспокойная жизнь творческих людей, неравный брак, несчастная судьба вдов, тема сирот, купеческая жизнь. В его творчестве настоящая жизнь всегда изображалась с ее бедами и радостями, надеждами и разочарованиями. К слову, Журавлев был одним из первых живописцев в русской живописи, который показал в своем творчестве обнаженное женское тело.
«Перед венцом»
Это жанровая сцена кисти Журавлева. Судя по всему, девушка готовится к венчанию. На глазах у зрителя разворачивается очередная любовная драма - молодая невеста сидит на коленях и рыдает.
Герои
На переднем плане прямо на полу сидит главная героиня сюжета – невеста. Она приковала все внимание зрителя. И не только благодаря своему роскошному наряду, а тому, что она плачет, закрывая лицо руками. Героиня одета в белоснежное платье с изумительными нежными цветами и длинным шлейфом. К слову, гардероб подчеркивает волшебную белизну кожи невесты. Художник окружил ее магическим светом! Голову невесты украшает обруч из таких же цветов, поверх которого – тончайшая фата. На руках героини – золотые браслеты.
Справа от героини стоит ее отец. По всей видимости, он вынужден был выдать свою дочь замуж за состоятельного, но нелюбимого ей человека. Это решение далось ему тяжело, но он вынужден был. В чем же причина? Возможно, у семьи появились финансовые и материальные проблемы. А с помощью брака по расчету родители невесты планируют исправить свое печальное положение. Кстати, браки по расчету были частыми в XIX веке. Старик не весел, но он не рвется жалеть свою дочь. Он прекрасно понимает, что его дочь-невеста поплачет, погорюет, но все же заключит брак с женихом.
За приоткрытой дверью зритель видит маму невесты, которая не рискует показываться несчастной дочери, чтобы не нагнетать ситуацию. Ее сердце неспокойно, ведь она выдает дочь замуж против воли. Но тот факт, что она, увидев горькие слезы невесты, не утешает ее, говорит о том, что она надеется на счастливое будущее своей дочери.
Интерьер
Важно обратить внимание на интерьер комнаты. Это уютный добротный дом, в котором живут люди среднего достатка. Представлен родительский дом. По многочисленным иконам за спинами главных героев можно сделать вывод о том, что родители невесты – глубоко верующие люди. Пол украшает восточный ковер с красно-синим орнаментом. Правая рука старика лежит на деревянном роскошном столе, на котором лампа, украшенная мелкими деталями. Судя по свету в окне и виднеющемуся небу, это утреннее время (сборы невесты). Над окном висит багровая штора с бахромой. Над дверью в комнату расположен еще один иконостас («Казанская Богородица», «Спаситель» и «Николай Чудотворец»).
В 1868 г. за картины «Приезд извозчика домой» и «Возвращение с бала» Журавлев получил звание художника 1-й степени. А вот получить титул академика Журавлеву помогло именно написание великолепной картины «Перед венцом».