Заимка Лыковых по-австралийски: как отец семейства увел жен и детей в пустыню
Местом действия была пустыня Гибсона, занимающая площадь около 155 тысяч квадратных километров. Свое название она получила в честь одного из исследователей, Альфреда Гибсона, который погиб здесь при поиске воды. Пустыня не лишена растительности полностью, но дожди проливаются над ней редко и понемногу, а большая часть песчаных почв покрыта щебнем, который образовался в результате разрушения плотного слоя пород – железистого панциря. Не самое комфортное место для жизни – но на протяжении тысячелетий в пустыне благополучно обитали племена аборигенов, и в том числе племя пинтуби (пинтупи).
Ни климат, ни суровые условия жизни, ни междоусобные конфликты не навредили кочевым племенам Австралии так, как прибытие «белых людей» в конце XVIII века. В середине XX века в пустынях материка планировалось испытание британского ракетного вооружения, и аборигенов массово переселяли в наспех построенные для этой цели поселки. Племя пинтуби исключением не стало. В большие города коренных австралийцев не отправляли: считалось, что к жизни в современном обществе они не готовы, им требуется специальное обучение и перевоспитание.
На практике все свелось к тому, что тысячи детей аборигенов принудительно изымались из родных семей, а условия жизни в поселках были крайне плохими, смертность в результате заболеваний была огромной. Одним из таких поселений стала Папунья, которая еще сыграет важную роль в жизни знаменитой «Девятки». Одно из семейств пинтуби, оставленное в пустыне по недосмотру, так и продолжало свою кочевую жизнь, потеряв связь с родственниками.
Надо сказать, что связи внутри кланов у аборигенов Австралии крепкие и устойчивые: знать, кто свой, а кто чужак, важно в том числе и для того, чтобы правильно выбрать пару – ни в коем случае не близкого родственника. У кочевников практиковалась полигиния (многоженство), отчего семейные связи усложнялись, но не распадались. «Девятку» возглавлял отец семейства, ушедший в пустыню подальше от цивилизации вместе с женами и детьми, причем несколько детей были для него приемными – от первого брака одной из жен.
Его звали Ланти, или Джошуа – в «белом» мире у него возникли неприятности с законом. Потому и увел семью – где-то в шестидесятых, а примерно в 1980 году отец семейства умер, предположительно, отравившись консервами, найденными в заброшенном лагере горнодобытчиков. Но жизнь продолжалась – две женщины, сестры Наньяну и Папаланьяну, вдовы Ланти, вместе с семью детьми-подростками кочевали к западу от озера Маккей и в общем неплохо себя чувствовали.
Не выживание, а жизнь: как справлялись без цивилизации девять кочевников
Одежды они не носили, использовали лишь волосяные пояса – аборигены, по своему обычаю, не дают пропасть остриженной шевелюре и сплетают из нее нити, похожие на шерстяные. Пояса используются как набедренные повязки и для подвешивания на них разных инструментов, в том числе бумеранга. Кроме этого типичного для Австралии оружия в охоте применяли вумеру (копьеметалку), которая позволяет увеличить дальность броска.
Матери и дети охотились на грызунов и варанов, причем кровь последних использовали для питья, когда поблизости не было воды (расстояние между источниками в этой части пустыни составляет по меньшей мере сорок километров). Собирали съедобные растения, семена перемалывали на камнях. Спали просто на земле, не укрываясь ничем. Младшее поколение не знало ничего о современной цивилизации, а пролетавшие над головой самолеты считало призраками умерших или духами.
Мальчиков было четверо – старший Уарлимпиррнга, рожденный от уже умершей к тому времени матери Ватджунки, а кроме него – Уалала, Тамлик и Пийити. Трех девочек звали Такария (она и Уарлимпиррнга имели другого отца и остальным детям приходились двоюродными), Ялты и младшая Йикульты. Старшему на момент обнаружения «девятки» было, вероятно, около двадцати пяти, он выполнял функции главного охотника в семье. Именно он, преследуя кенгуру, обнаружил однажды в пустыне двух человек, которые испугались вида вооруженного копьем охотника и спешно уехали на машине.
То были представители племени пинтуби из поселка Кивиркурра, основанного в начале 1980-х годов и ставшего местом обитания членов племени. О встрече с Уарлимпиррнга стало известно остальным членам племени, и обитатели поселения быстро поняли, что это был один из их родственников, ушедших когда-то кочевать и потерявших связь с кланом. Были начаты поиски семейства, и по следам босых ног «девятку» нашли.
Уже потом младшие дети рассказывали, как напугала их эта встреча, особенно поездка в машине, когда деревья вдруг «начали двигаться». Кочевникам дали одежду и предложили остаться в Кивиркурре, что после некоторого колебания было принято, хотя и нарушало весь привычный для «девятки» образ жизни. Решающим аргументом, как потом признавались они, стал вкус сахара, который они попробовали в поселке. Врачи, которые осматривали «последних кочевников Австралии», отметили их прекрасную физическую форму и здоровье.
Одежда, жилье, работа и мировая слава: что еще прилагалось к сахару
Потом этот сахар еще сказался на здоровье бывших кочевников, как и инфекции, алкоголь и прочие непременные составляющие оседлой жизни «в цивилизации». Правда, адаптация к новым условиям существования проходила с помощью таких же коренных жителей, как и сами члены «девятки» (да еще и их родственников!), а потому основывалась на доверии и была эффективной.
Уже в 1987 году несколько братьев стали пробовать силы и учиться в составе «Папунья Тула» – объединения художников-аборигенов, которое поддерживалось австралийскими властями и привлекало все больший интерес со стороны ценителей искусства и австралийской культуры. Уарлимпиррнга стал самым известным из семьи, его картины в настоящее время выставлены в национальных галереях Канберры и Виктории, а также в других музеях Австралии, есть его произведения и за рубежом.
Одна из картин старшего брата-пинтуби была в 2016 году продана в Лондоне на аукционе «Сотбис» за 167 000 фунтов стерлингов. Большого успеха добились два других брата, Уалала и Тамлик (Томас).
Спустя некоторое время после них за кисть когда-то решили взяться и сестры, и тоже стали признанными художницами. Одна из работ младшей, Йикулты, в 2019 году была куплена рэпером Джей-Зи и Бейонсе. Пинтуби работают а абстрактной манере, а их произведения – образы семейных преданий и отображения знакомых с детства мест.
Что касается Пийити, тот ушел обратно в пустыню. Братья и сестры о нем не говорят, а более дальние родственники высказывают самые разные предположения о том, где он может находиться.
Матери, Наньяну и Папаланьяну, уже умерли. А жизнь остальных протекает вполне «по-современному»: Уалала и Томас переселились с семьями в более крупный город Алис-Спрингс, Уарлимпиррнга, женившийся уже давно на Ялты, продолжает карьеру одного из самых знаменитых австралийских художников.
Земли пинтуби, где кочевала «девятка», имеют статус заповедника. На этой территории расположен и Кивиркурра, поселение из нескольких сотен жителей. О том, чтобы заставить коренных жителей забыть свою историю и культуру, речи, к счастью, больше не идет. А вот как живут в наши дни аборигены Камчатки ительмены, и Почему родной язык из них знают единицы.