«Пир в доме Левия» = «Тайная вечеря»
Это одна из крупнейших религиозных картин чинквенто (периода Позднего Возрождения). Это масштабное полотно размером 555*1310 см было написано Веронезе для доминиканской церкви Санти-Джованни-э-Паоло в Венеции.
Христос в ореоле, одетый в мерцающую библейскую мантию, сидит в центре рядом со Св. Петром (символически вырезающим ягненка) и святым Иоанном, а Иуда (справа) изображен фигурой красного цвета. Часть апостолов поднимают чаши с вином, слуги разносят пищу.
В отличие от других аналогов «Тайной вечери», на этой картине вокруг Христа расположены очень много людей. Здесь и апостолы, и хозяин самого дома Левий, и его слуги (в том числе чернокожие), и гости, одетые в венецианские одеяния, и дети, и шуты, и даже животные.
Впечатляет и место пира: это не иерусалимский скромный дом, а роскошный дворец с колоннами коринфского ордера, богато украшенные золотым орнаментом карнизы и аттик, многослойные аркады и узорчатый плиточный пол. Площадка со столами выглядит как классический портик, обрамленный балюстрадой с двойной лестницей и тремя большими арками - очень похоже на архитектуру эпохи Возрождения.
Поразителен подход художника и в передаче сути сюжета: если в аналогах Тайной вечери мы видим сдержанность героев, их сосредоточенность на устах и словах Христа, общее спокойствие, то на картине «Пир в доме Левия» мы видим суету, беготню, живость и активные беседы.
Все эти подробности веселого пиршества не имеют отношения к строгой канонической религиозной тематике. Нет даже намека на Евхаристие (освящение хлеба и вина Христом). Абсолютно убедительно художник показал, что в его задачи не входило отражение христианского таинства, его цель - передача богатых декораций, архитектурных украшений, эмоций от пиршества в доме богатого влиятельного человека и красоты венецианской жизни.
С чем связан такой эстраординарный подход? Возможно, с тем, что
Тайная вечеря была изношенной темой в христианском искусстве, особенно во времена итальянского Ренессанса, когда она была уже популяризирована такими картинами, как: «Тайная вечеря» Андреа дель Кастаньо, «Тайная вечеря» Доменико Гирландайо и «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. В связи с этим, художник, по всей видимости, пожелал выделить свою работу из ряда известных.
Суд инквизиции
Самая громкая линия в его биографии значится 18 июля 1573 года, вскоре после того, как картина «Тайная вечеря» была закончена. В этот день суд вызвал Веронезе, чтобы тот предстал перед трибуналом римско-католической инквизиции в обвинении в ереси. Толкование Веронезе этого библейского события привело к проблемам в деятельности живописца, поскольку в его версии содержалось заметное количество светских образов, которые считались неуместными для этой тематики. Суть обвинения в том, что он, по мнению инквизиции, воплотил библейскую сцену неканоническим способом, что привело в итоге к скандалу. Действительно, как заключила инквизиция, если бы не ореол Христа, сюжет можно было считать полностью языческим.
Конкретные обвинения:
- включение в картину группы немецких солдат
- включение различных нечестивых шутов и карликов,
- отсутствие Девы Марии,
- отсутствие ясности относительно того, какая конкретно последняя трапеза изображена (есть три разные версии «Тайной вечери» в Евангелии от Марка).
В ответ на протестантское восстание Мартина Лютера Рим уже издал новые канонические принципы католического контрреформационного искусства. Поэтому любой художник, еретически или гротескно изображающий ту или иную религиозную сцену, мог стать преступником.
Суд приказал Веронезе изменить картину за свой счет, но Кальяри решил лишь изменить название полотна («Тайная вечеря» превратилась в «Пир в доме Левия»).
Аргументами самого Веронезе в суде были слова о том, что в его задачи как художника входит написание сюжета по главным моментам Библии, но второстепенные эпизоды мастер имеет право отражать на свое усмотрение.
Печальный эпизод с инквизицией закончился для Веронезе сравнительно удачно. Ему удалось убедить суд в праве художника интерпретировать и изображать религиозный сюжет на свой лад. Однако трансформации в Ренессансе оказали свое влияние на деятельность многих художников, включая и Кальяри. Его картины стали более сдержанны и блеклы, в них пропали живость и контраст. Ощущение радости и свободы в живописной культуре Венеции сменилось границами и более пристальным надзором инквизиции, венецианские краски - серостью и обыденностью, на место праздничной атмосфере пришло уныние.
Переименованная картина Веронезе оставалась в монастыре Санти-Джованни-э-Паоло до 1797 года. Позже она была снята по приказу Наполеона Бонапарта и вывезена в Париж. Десять лет спустя полотно было перенесено в свой нынешний дом в Галерею Академии в Венецию.