Фильм отличается от книги и таит скрытые смыслы
«Планета обезьян» снята по книге французского писателя Пьера Буля, который считал свой роман едва ли не самой неудачной своей работой, а потому очень сомневался в успехе его переноса на большой экран. У книги и вправду был несколько иной посыл и даже сюжет (книга заканчивается возвращением астронавта обратно на Землю, которую завоевали приматы), поэтому его доработкой занялся Майкл Уилсон – двукратный обладатель премии Оскар, сочинивший классические «Лоуренс Аравийский» и «Мост через реку Квай». Помогал ему создатель фантастического хоррор-альманаха «Сумеречная зона» продюсер Род Стерлиг, который и придумал шокирующую концовку-твист со Статуей свободы. Поначалу Буль таким нововведением оказался недоволен, но с годами проникся им настолько, что стал считать эту версию даже более удачной, чем та, что была в его романе.
Кроме того, усилиями Уилсона и Стерлига в фильме появились аллюзии на холодную войну, гонку вооружений, ядерную угрозу и расовую сегрегацию: т.е. всё то, что волновало общество в 60-ые.
Студия сомневалась в успехе фильма и тормозила начало съёмок
Несмотря на покупку прав на сценарий, студия 20 Век Фокс не спешила с началом съёмок. Продюсеры сомневались в том, насколько достоверными на экране будут выглядеть актёры в гриме приматов. Дело сдвинулось с мёртвой точки лишь после того, как сценарий попал в руки актёра Чарльтона Хестона. История ему очень понравилась, и он тут же связался с режиссёром Франклином Шаффнером, с которым работал ранее. Шаффнер убедил руководство студии выделить немного денег и организовать тестовые съёмки, которые должны были показать потенциал показа на экране актёров в обезьяньем гриме. Тестовый показ их удовлетворил, но ещё полгода студия колебалась, сомневаясь в финансовом успехе. И лишь после выхода на экраны ленты «Фантастическое Путешествие» – которая заработала 2 Оскара – «Планета обезьян» получила зелёный свет.
Грим для фильма помогли создать ветераны Второй мировой
Для создания грима шимпанзе, орангутангов и горилл был приглашён Джон Чемберс – специалист в области челюстно-лицевого протезирования. Свой бесценный опыт он получил после общения с изувеченными ветеранами Второй мировой войны, которые обращались к Чемберсу за помощью. Первым делом он стал посещать зоопарк Лос-Анджелеса, где подолгу изучал мимику обезьян, и лишь после этого приступил к разработке дизайна масок приматов. Этот этап занял у него 4 месяца, и результаты были просто поразительными.
Именно благодаря его трудам картина смотрится так хорошо даже спустя 50 лет. К сожалению, в ‘60-ые не было оскаровской номинации за грим – она появится лишь в 1981-ом после триумфальной работы Рика Бейкера на лентой «Американский оборотень в Лондоне».
Продюсеры «Планеты обезьян» ходатайствовали руководству Киноакадемии о вручении ему спецнаграды, и те согласились: заслуженный Оскар Джон Чемберс получил из рук шимпанзе в смокинге.
В фильме едва не снялись ярчайшие актрисы поколения
В картине присутствует всего два центральных женских персонажа: безмолвная дикарка Нова и разумная психолог-шимпанзе Зира. На роль Новы рассматривались три актрисы.
Ракель Уэлч – секс-символ эпохи и звезда уже упомянутой приключенческой ленты «Фантастическое Путешествие».
Анжелика Петтиджон – звезда оригинального «Звёздного пути» и королева бурлеска в Лас-Вегасе.
И Урсула Андресс – легендарная первая девушка Бонда. По разным причинам принять участие в съёмках они не смогли, и роль досталась Линде Харрисон. С ролью шимпанзе Зиры всё было ещё интересней.
Её образ на экране едва не воплотила Ингрид Бергман – легендарная актриса, обладательница двух Оскаров. Отвергнув предложение сняться в фильме, позже о своём решении она сожалела: Бергман посчитала, что роль под толстым слоем грима позволила бы ей раскрыть образ только силой своего актёрского мастерства.
Фильм снимался в режиме экономии и принёс колоссальную прибыль
Согласно первоначальной задумке авторов, технологии общества разумных обезьян ничем не должны были отличаться от технологий, привычных для людей ’60-ых. Подобно обычным людям, приматы должны были жить в комфортабельных домах и ездить на автомобилях. Реализовать эти задумки, открывавшие широкий простор для фантазии дизайнеров, не позволили жёсткие финансовый ограничения. Бюджет фильма был довольно скромным, а потому весь обезьяний быт стал походить на быт средневекового человека: электричество заменили факелы, а автомобили – лошади. К счастью, экономия никак не сказалась на качестве готовой картины, которая стала настоящим хитом. По итогам года лента вошла в список десяти самых кассовых релизов, обогнать которую смог лишь Кубрик и его «Космическая одиссея». Приятным дополнением стало выдвижение фильма на соискание двух премий Оскар.
Чарльтон Хестон настоял на смерти своего персонажа… и появился ещё в 5 фильмах франшизы
После огромного успеха фильма в производство был запущен сиквел – «Под планетой обезьян» – вышедший на экраны всего через год. Одну из главных ролей в сиквеле вновь сыграл Чарльтон Хестон: своё согласие на съёмки он дал лишь после обещания, что его персонаж погибнет. Желание Хестона исполнили, но в общей сложности он появился в пяти фильмах франшизы. Он сыграл в оригинальном фильме, в его сиквеле 1970-го, в триквеле «Побег с планеты обезьян» присутствуют архивные кадры-флэшбеки, на которых он целует Зиру. В ре**те Тима Бёртона он исполнил роль примата Зайуса, отца генерала Тэйда, чью роль сыграл Тим Рот. И, наконец, в новом ре**те 2011-го года – ленте «Восстание планеты обезьян» – мы видим Хестона на телеэкране, где показывают фильм 1965-го года «Муки и радости», в котором актёр сыграл легендарного Микеланджело.