Василий Суриков родился в Красноярске, его род ведет начало от донских казаков, чем художник всегда очень гордился. Острое ощущение собственных корней, генетической связи с предыдущими поколениями, поиск в событиях прошлого ответов на вопросы современности, лирическое воспевание народных традиций и национальной истории – вот те черты, которые были присущи творчеству Сурикова на протяжении всей его жизни.
Василия Сурикова по праву считают мастером исторической живописи. О своем творческом кредо он заявил уже в первой прославившей его работе – «Утро стрелецкой казни» (1881). Это первая часть исторической трилогии, посвященной эпохе Петра. Кроме этой работы, в трилогию входят картины «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова». Уже в этой работе проявились основные черты авторского стиля – повышенное внимание к колористике и сложная динамичная композиция. Именно увлеченность построением изысканной композиции заставила соучеников Сурикова по Академии художеств прозвать его «композитором».
Роковым событием в жизни художника, переломным моментом, разделившим ее на две части, стала смерть его жены Елизаветы Шаре после тяжелой болезни в 1888 г. Это повергло Сурикова в состояние глубокой депрессии. Он бросил занятия живописью и уехал из Москвы на родину, в Красноярск, предполагая остаться там навсегда. Не первый раз родная земля и ощущение своих корней стали спасительными для художника. Брат живописца убедил его приступить к работе над картиной «Взятие снежного городка». На ней изображена старинная сибирская народная забава – игра, популярная в казачьей среде в прощеное воскресенье масленичной недели. Эта картина излечила Сурикова от тоски. «Необычайную силу духа я тогда из Сибири привез», – признавался художник.
Виртуозное мастерство в построении композиции Суриков продемонстрировал в работе «Переход Суворова через Альпы» – вертикальный формат был абсолютно нехарактерен для батальных произведений. Кроме того, сцена построена так, будто лавина солдат обрушивается прямо на зрителя. «Главное у меня в картине – движение, храбрость беззаветная», – пояснял Суриков.
Одной из самых известных работ Сурикова стала «Боярыня Морозова». Картина имеет такую же сложную и динамичную композицию, как и предыдущие. Кроме того, она проникнута скрытым диалогизмом – внешне не связанная ни с кем из толпы боярыня Морозова, смотря поверх голов, как будто ведет скрытый диалог с каждым из присутствующих и с самим Богом.
По мнению критиков, «Суриков создал самобытную художественную систему – четкий арифметический расчет и непревзойденный колорит создают ощущение соучастия в живой жизни ушедших эпох». Художник создал революционно новую технику письма, своеобразную математику живописи, о которой И. Грабарь писал: «Тут нет ни одного цветового пятна, не приведенного в гармонию с ближайшими по соседству и со всеми дальними. Тут нет ни одного миллиметра «пустой живописи». Все насыщено цветом с такой расточительностью, которая по плечу только гениям».