Почему взаимосвязь физики с религией больше чем у остальных наук?
528
просмотров
Попытки объединить науку и религию не являются новыми. Одним из самых сложных аспектов этого вопроса является поиск того самого языка, с помощью которого можно было бы провести параллели, и физики оказались наиболее склонными к тому, чтобы заняться его поиском.

Первый ученый, связавший науку с религией

Первый ученый, связавший науку с религией

Первым таким физиком стал Фритьоф Капра, и ему помогали психоделики. Когда Капра в 1975 году написал свой труд «Дао Физики», издатели скептически смотрели на связь между теоретической физикой и восточным мистицизмом. Однако книга стала бестселлером, расширив рамки для обсуждения духовности и науки, выведя эти обсуждения на новый уровень, хотя некоторые критики все равно сомневались даже в том, что Капра понимал квантовую теорию поля.

Наиболее подходящая для религии наука

Наиболее подходящая для религии наука

И на сегодняшний день именно физика является той наукой, которая чаще всего скрещивает духовность и научные данные. Учитывая тот факт, что нет никаких оснований полагать, что существует человеческая душа или загробная жизнь, на химическом уровне нет никакой возможности существования бесплотных святых духов, ни один нейробиолог не станет серьезно рассматривать вопрос о двойственности человеческой сущности и ни один нейрохирург не выразит желания обсуждать вопросы рая, теоретическая природа физики является идеальным основанием для теоретической природы религии.

Гейтс о связи науки и религии

Гейтс о связи науки и религии

Для примера можно взять физика-теоретика Сильвестра Джеймса Гейтса, который начал изучать религию в одиннадцать лет, когда умерла его мать. Он изучал христианство, буддизм и другие религии и мифологии, пытаясь детально исследовать мудрость мировых верований. В 2013 году Гейтс был награжден медалью Менделя за его работу в области соединения науки и религии. В процессе своих религиозных блужданий он думал о науке. В шестнадцать лет на уроке физики к Гейтсу пришло откровение, когда он наблюдал за экспериментом с участием палки, доски и мяча для гольфа, в котором демонстрировалась непрерывность пространства и времени. «Это единственный случай в моей жизни, когда я увидел настоящую магию, - сказал Гейтс. - Для меня математика – это часть воображения. Она является тем, что существует где-то между моих ушей. Это одно из приложений, которые я запускаю в своей голове. Когда видишь, как математика проявляется где-то в окружающем мире, а не между ушей – это означает, что она в некоем глубоком смысле существует и вокруг нас». Гейтс считает, что и наука, и религия необходимы для выживания человечеству как виду, однако при этом он не сообщает того, где именно встречаются эти два аспекта. Заявить, что вы думаете, что может существовать что-то большее – это не научная платформа, а обыкновенное любопытство.

Далай-лама и его учения

Далай-лама и его учения

Другие ученые пытаются погрузиться немного глубже в вопрос связи науки с религией. Далай-лама предлагает гораздо более глубокое понимание этой связи, когда пишет, что наука может быть верна только при наличии эмпирической и достоверной информации, что не имеет отношения ко многим другим разнообразным человеческим качествам: «Многие аспекты действительности, а также многие ключевые элементы человеческого существования, такие как возможность различать добро и зло, духовность, творчество, то есть те вещи, которые больше всего ценятся в человеке, неизбежно выпадают из поля зрения данного метода». Он ссылается на одну буддийскую притчу, в которой говорится, что если кто-то показывает пальцем на луну, то вам нужно смотреть не на кончик пальца. Научный редукционизм не может объяснить человеческих эмоций даже с учетом того, что человек способен полностью понять биологические механизмы, вследствие которых появляются эмоции и сознание. Однако при этом Далай-лама не приходит к старинному, но ошибочному выводу о том, что этика полностью зависит от религии. У буддизма имеется давняя связь с наукой, так как эта религия имеет наиболее прочные теоретические основы – Далай-лама однажды сказал, что если наука докажет ложность буддийского понятия, от этого понятия необходимо отказаться. Однако крайне сложно найти подобный подход в гораздо более бескомпромиссных религиях, таких как христианство или мусульманство. Так что если обсуждается скрещение религии и науки, очень важно уточнить, о какой именно религии идет речь.

Рикар и Кришнамурати

Рикар и Кришнамурати

И в этом случае чаще всего выбирается именно буддизм. Другой монах, Матье Рикар, написал книгу совместно с профессором астрономии Чинь Суан Туаном. Рикар изучал молекулярную генетику и даже защитил свою докторскую диссертацию в 1972 году, но после этого предался медитации и созерцанию. Как и Далай-лама, Рикар признает ограниченность редукционизма, при этом концентрируясь на более высоких эмоциональных практиках в качестве контраста. Все это в итоге приводит к известному вопросу алхимической трансформации: «Используя метафору из древних буддийских текстов, можно сказать, что лишь тепло сострадания, объединенное с мудростью, может растопить руду в человеческом сознании, освободив тем самым золото человеческой фундаментальной природы». Кришнамурти выразил свои мысли по этому поводу в 1985 году в беседе с физиком-теоретиком Дэвидом Бомом: «Теория не дает наблюдать за тем, что происходит на самом деле».

Разнообразие науки и религии

Разнообразие науки и религии

Каждый из этих мыслителей приходит к похожим выводам: если под наукой подразумевается эмпирический материализм, свидетельства касательно человеческой природы оказываются неправильными. Это не стоит смешивать, например, с серьезными прорывами в нейрохимии. Как «наука», так и «религия» являются широкими терминами, у которых имеется внушительное количество коннотаций. Разница заключается лишь в том, что наука может быть проверена и подтверждена другими учеными. И у религии нет такого внушительного послужного списка, как у науки - в лучшем случае она создает сообщества и объединяет разрозненные группы.

Вывод

Необходимо радоваться любой связи между наукой и религией, если она приводит к улучшению этого мира. Метафизические спекуляции, которые основываются на каких-то выборочных религиозных идеях, не приносят никакой пользы, поэтому их не стоит рассматривать всерьез и путать с научным подходом.

Ваша реакция?