Процесс над Оскаром Уайльдом: как запретная любовь довела писателя до судебных разбирательств и тюрьмы
1
2
1,052
просмотров
Жизнь легендарного создателя «Портрета Дориана Грея» была полна взрывных сюрпризов, окрасивших его имя в «чёрный» цвет. Оскар Уайльд был осужден за грубую непристойность и приговорён к двум годам тюремного заключения. Но мало кто знает о том, как и почему это произошло.

Первый судебный процесс

Первый судебный процесс Слева направо: Оскар Фингал О'Флаэрти Уайльд. \ Памятник Оскару Уайльду в центре Дублина.

Первый судебный процесс над Оскаром Уайльдом состоялся в Центральном уголовном суде Англии и Уэльса, также известном как Олд-Бейли, 3 апреля 1895 года. Юридические проблемы Оскара начались четырьмя годами ранее, когда в возрасте тридцати восьми лет он познакомился с двадцати двухлетним лордом Альфредом Дугласом, студентом Оксфорда. Уайльд был к тому времени известным литературным деятелем и лидером эстетического движения, которое верило в «искусство ради искусства». Оскар и Дуглас часто обедали вместе, останавливаясь в домах и гостиницах. Ко всему прочему Дуглас получил несколько подарков от писателя, в том числе и сонет о Дугласе, написанный Оскаром.

Ещё будучи студентом Оксфорда, Дуглас подарил старый костюм более обедневшему другу Альфреду Вуду. В кармане костюма Вуд обнаружил компрометирующие письма, которые он затем использовал для шантажа Оскара за (тогда) немалую сумму в тридцать пять фунтов стерлингов. Два других шантажиста получили меньшие суммы за возврат оставшихся писем.

Слева направо: Оскар Уайльд и лорд Альфред Дуглас, 1893 год. \ Альфред Дуглас, 1903 год.

Проблемы Уайльда действительно начались не в результате этой попытки шантажа, а из-за действий отца лорда Альфреда Дугласа, маркиза Куинсберри. Обеспокоенный отношениями своего сына с Оскаром, к началу 1894 года Куинсберри пригрозил отречься от своего сына, если его отношения с Уайльдом продолжатся. Отец парня также появился в доме Оскара с одним из титулованных бойцов, предупредив менеджеров отелей и ресторанов, что они будут избиты, если он когда-нибудь обнаружит Уайльда и его сына на их территории.

Оскар Уайльд и Альфи Дуглас

14 февраля 1895 года в Лондоне должна была состояться премьера последней пьесы Уайльда «Как важно быть серьёзным». Куинсберри намеревался сорвать представление и рассказать зрителям о декадентском образе жизни писателя. Когда он узнал об этом, Оскар устроил так, чтобы театр был окружён полицией. Четыре дня спустя Куинсберри оставил открытку в социальном клубе Уайльда с сообщением: «Оскару Уайльду, выдающему себя за сомдомита» (в слове содомит, мужчина допустил ошибку). Когда Уайльд получил открытку две недели спустя, он решил возбудить уголовное преследование против Куинсберри за клевету. Оскар заверил своего адвоката сэра Эдварда Кларка, что он невиновен ни в каких подобных обвинениях. Не заботясь о судебном процессе, писатель покинул офис своего адвоката, чтобы отправиться с Дугласом в короткую поездку на юг Франции до начала уголовного разбирательства.

Перепалки

Перепалки Создатель легендарного «Портрета Дориана Грея».

До суда по делу о клевете друзья Оскора, в том числе драматург Джордж Бернард Шоу и Фрэнк Харрис, пытались убедить писателя прекратить дело. Они даже поощряли его покинуть страну, чтобы продолжить свою писательскую деятельность во Франции, где отношение к нетрадиционной ориентации было более терпимым. Уайльд отказался это сделать. Первое появление Оскара в Олд-Бейли произошло в апреле 1895 года, когда он давал показания против Куинсберри за то, что тот назвал его «содомитом».

Во вступительном слове обвинения адвокат Уайльда Кларк попытался объяснить письмо, которое Оскар написал Дугласу. В письме содержались такие фразы, как «твои губы цвета красных роз», «безумие поцелуев» и «твоя тонкая позолоченная душа». Кларк объяснил, что эти слова «могут показаться экстравагантными тем, кто привык писать коммерческую корреспонденцию... но мистер Уайльд - поэт... и готов творить, где угодно, как выражение истинного поэтического чувства». Когда Оскар занял позицию, он заявил, что ни в одном из обвинений Куинсберри не было правды.

Оскар Уайльд, фотография, сделанная Наполеоном Сарони (около 1882 года).

После обеда адвокат Куинсберри Эдвард Карсон, который был соперником писателя с тех пор, как они вместе учились в дублинском Тринити-колледже, провёл перекрёстный допрос Оскара, который был сосредоточен на письменных словах Уайльда, а также на его действиях. Литературная часть включала ссылки на собственные письма писателя и его работы по эстетическому движению «Портрет Дориана Грея», а также фразы и философии для молодежи.

Однако писателю стало ещё более неловко, когда Карсон начал расспрашивать его о его личных отношениях. Присяжным был продемонстрирован ряд подарков, которые Оскар подарил молодым людям. Адвокат сообщил суду, что некоторые из получателей были не «интеллектуальными удовольствиями», а продавцами газет, камердинерами и даже едва грамотными безработными молодыми людьми. Когда он спросил Оскара, целовался ли тот с молодым человеком, которому в то время было всего шестнадцать лет, писатель ответил: «О, дорогой, нет! Он был на редкость некрасивым мальчиком». Писатель также не смог ответить на дальнейшие вопросы адвоката, требующего знать, была ли единственная причина, по которой Оскар не поцеловал его, в том, что он был уродлив. Карсон поинтересовался, почему Уайльд вообще упомянул об этом.

Слева направо: Снимок отрывка Дориана Грея, опубликованный в ежемесячном журнале Lippincotts за 1890 год. \ Баллада Редингской тюрьмы, рисунок М. Дурнова, 1904 год.

К удивлению многих, обвинение закрыло своё дело, не вызвав лорда Альфреда Дугласа в качестве свидетеля. В своей вступительной речи в защиту Куинсберри Карсон объявил, что вызовет на свидетельское место нескольких молодых людей, известных Уайльду. Тогда Кларк понял, что его дело о клевете не только проиграно, но и что самому Оскару грозит судебное преследование.

После суда в тот день Кларк встретился с Оскаром, чтобы объяснить, что для присяжных было почти невозможно осудить отца, который «пытался спасти своего сына от того, что он считал злым товариществом». Уайльд согласился снять обвинение. Однако, несмотря на снятие обвинения в клевете, адвокат Куинсберри направил директору прокуратуры копии заявлений, сделанных молодыми людьми, которых они планировали представить в качестве свидетелей. К середине дня инспектор Скотланд-Ярда предстал перед судьёй, чтобы запросить ордер на арест Оскара Уайльда.

Слева направо: Освещение в прессе первого уголовного процесса Оскара Уайльда, апрель 1895 года. \ Портрет Оскара Уайльда, Нью-Йорк, 1882 год.

Оскар не был освобождён под залог (несмотря на то, что его обвинили в проступке, а не в уголовном преступлении) и провёл три недели в тюрьме Холлоуэй, прежде чем предстать перед первым из своих уголовных дел в апреле. В качестве обвиняемого Уайльда судили вместе с Альфредом Тейлором, которого обвинили в том, что он подкупал молодых людей для Оскара. Писателю и Тейлору было предъявлено двадцать пять обвинений в грубых непристойностях и заговоре с целью совершения непотребства. Несколько молодых людей дали показания обвинению о том, что они помогали Уайльду воплощать его изощрённые фантазии. В зале суда эти молодые люди выразили стыд и раскаяние по поводу своих собственных действий.

Оскар Уайльд в Соединённых Штатах, 1882 год.

Оскар выступил в суде на четвёртый день этого судебного разбирательства. Исчезла надменность первого судебного разбирательства, вместо этого он спокойно отвечал на вопросы и отрицал все обвинения в непристойном поведении. Заключительная речь Кларка от имени Уайльда умоляла присяжных очистить имя писателя. Присяжные совещались в течение трёх часов, прежде чем решили, что не могут вынести вердикт по большинству обвинений. В мае Оскар был освобождён под залог и наслаждался тремя неделями свободы до следующего судебного разбирательства.

Второй судебный процесс

Второй судебный процесс Слева направо: Уайльд читал лекции об английском ренессансе в искусстве во время своего турне по США и Канаде в 1882 году. \ Оскар Уайльд в Оксфорде.

Второй судебный процесс над писателем начался двадцатого мая. На этот раз британское либеральное правительство, казалось, было преисполнено решимости добиться осуждения Оскара. Премьер-министр, граф Розбери, сам подозревался в нетрадиционной ориентации, когда был министром иностранных дел, с не кем иным, как Фрэнсисом Дугласом, ещё одним из сыновей Куинсберри. Фрэнсис был убит в результате несчастного случая на охоте (широко распространено мнение, что это самоубийство). Существуют убедительные доказательства того, что самому Розбери Куинсберри угрожал разоблачением, если бы он не смог привлечь писателя к ответственности.

Это второе судебное преследование возглавлял главный прокурор Англии, генеральный солиситор Фрэнк Локвуд. Несмотря на то, что этот судебный процесс был похож на первый, обвинение не смогло вызвать своих самых слабых свидетелей и вместо этого сосредоточилось на более сильных. В обоих судебных процессах против Оскара, в дополнение к нескольким молодым людям (некоторые из которых, как известно, сами были вымогателями), на место свидетелей были вызваны домовладелицы, соседи, домработницы, персонал отеля и даже массажист-мужчина. Кроме Чарльза Паркера и Альфреда Вуда, известных как шантажисты на почве интима в возрасте двадцати лет, никакие другие свидетели не свидетельствовали о том, что они поймали кого-либо, связанного с Уайльдом, на месте преступления. Тем не менее, доказательства против писателя были сочтены убедительными.

Заключительная сцена в Олд-Бейли, май 1895 года.

В своём заключительном заявлении для защиты Кларк осудил Паркера и Вуда за то, что они обеспечили иммунитет за свои прошлые «мошенничество и непристойности», дав показания от имени Короны. Кларк также заявил в суде, что эта пара была шантажистами. Адвокат умолял присяжных оправдать лидера эстетического движения. Он считал, что этот «выдающийся литератор» мог бы «передать зрелость своих гениальных дарований английской литературе». Генеральный солиситор Локвуд произнёс заключительные слова на судебном процессе. На этот раз, после более чем трёхчасового обсуждения, присяжные признали писателя виновным по всем пунктам обвинения, кроме одного.

Окончательный вердикт

Окончательный вердикт Писатель Оскар Уайльд.

Оскар и Альфред были приговорены к максимальному сроку наказания – двум годам каторжных работ. Последние восемнадцать месяцев своего заключения Уайльд провёл в Редингской тюрьме, где написал «Балладу о Редингской тюрьме». Эта заключительная работа не отражала эстетического движения. Выйдя из тюрьмы, он отплыл в Дьепп, Франция, и больше никогда не возвращался в Англию. Страдая от плохого самочувствия во время своего изгнания, он умер во Франции чуть более трёх лет спустя.

До того, как состоялись судебные процессы над писателем, общественное отношение демонстрировало уровень жалости к тем, кто вступал в однополые отношения. После судебных процессов люди нетрадиционной ориентации стали восприниматься скорее, как хищники и угроза. Эти испытания также заставили общественность ассоциировать искусство с нетрадиционным эротизмом. Люди начали с подозрением относиться к любым отношениям с мужчинами, которые демонстрировали определённую степень близости. Те, кто состоял в близких однополых отношениях, стали беспокоиться о том, что всё, что они делают, может свидетельствовать о неприличии.

Оскар Уайльд в образе Нарцисса, Томас Наст, 1894 год.

До суда над Оскаром судебные преследования за однополые отношения по обоюдному согласию в Викторианской Англии были примерно такой же редкостью, как и в Соединённых Штатах в конце XIX века. Как заявил генеральный солиситор Локвуд в своем заключительном слове: «Оскар - человек культуры и литературных вкусов, и я утверждаю, что его коллеги должны были быть равными ему, а не этими неграмотными мальчиками, которых вы слышали на скамье свидетелей…»

Лорд Альфред Дуглас никогда не давал показаний ни на одном из процессов Уайльда. Предполагается, что если бы писатель выбирал мужчин из своего круга общения вместо молодых проституток и шантажистов, он, возможно, никогда бы не предстал перед судом в Олд-Бейли. Только в 1967 году однополые отношения по обоюдному согласию были декриминализированы в Англии. В 2017 году писатель был помилован вместе с другими мужчинами (примерно пятьдесят тысяч) за однополые отношения, которые больше не считались преступлениями.

В продолжение темы, читайте также о том, кто из реальных людей скрывался за образами Лолиты, Барона Мюнхгаузена и других книжных персонажей.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится