Элин Даниельсон родилась в деревушке возле финского городка Пори. С детских лет она мечтала стать учительницей, ведь перед глазами был достойный пример. Ее мать каждый день отправлялась в Пори, чтобы учить местных детишек. Впрочем, с годами Элин возненавидит это ремесло – но гораздо позже.
В одиннадцатилетнем возрасте Элин потеряла отца. Не будучи способным расплатиться с долгами, он покончил с собой, оставив жену с двумя детишками практически без средств к существованию. Спустя несколько лет Элин отправили в Хельсинки к родственникам – дяде Отто Маурицу и тете Кларе. Там она смогла поступить в школу дизайна при обществе искусств.
Класс, куда попала Элин, называли «античным». Там заправлял известный пейзажист Яльмар Мунстерхельм. Честно говоря, его слава была обратно пропорциональна самобытности его работ – он оставался фанатичным приверженцем академического искусства даже тогда, когда модернизм покорил Европу. Однако он заложил прочный фундамент для творческого развития своих учениц – классический рисунок, законы перспективы, принципы построения композиции.
Это были годы, невероятно плодотворные для финского искусства, заложившие основу для настоящего художественного феномена – «Золотого века финской живописи». Еще некоторое время назад для женщин был закрыт доступ в художественные образовательные учреждения, но когда школы искусств распахнули свои двери для девушек, одна за другой на финском художественном небосклоне зажглись звезды Хелены Шерфбек, Хелен Вестермарк, Ханы Реннберг… и Элин Даниельсон.
Элин получила диплом преподавателя рисования в средней школе. Это было здравое решение – профессия учительницы давала ей какую-никакую, но финансовую независимость. Но довольствоваться преподаванием Элин не хотела. Все чаще она говорила подругам, что ее истинное призвание – искусство, а не работа с детьми. К своей цели – стать профессиональной, признанной художницей – Элин шла трезво и осознанно. Она добилась стипендии от Сената, бросила надоевшее преподавание и отправилась в Париж. Париж был Меккой для молодых финских художников – там можно было учиться у знаменитых французских художников, чуть ли не ежедневно совершавших прорывы в искусстве.
Элин бросилась с головой в омут парижской художественной жизни. Она была полна энтузиазма, обаятельна, общительна и фанатично предана искусству. Элин посещала музеи и выставки, бывала в студиях своих коллег по творческому цеху, заводила новые знакомства.
Вернувшись в Финляндию, Элин некоторое время не могла найти себе места и переезжала из города в город, пока не осела в колонии Эннингебю на Аландских островах, чтобы писать суровую и строгую природу вдали от посторонних глаз. Холодные пейзажи и тяжелый труд крестьянок, скупая цветовая палитра, неидеальные лица, холодный свет – так Элин сформировала собственную творческую манеру.
Но ей не удалось долго наслаждаться свободой – долги ее росли, а жизнь не становилась проще, а потому пришлось вновь взяться за преподавание. Пять лет она трудилась без отдыха, обучая школьников и студентов и каждую свободную минуту посвящая живописи.
Вопреки стереотипам об учительницах, Элин была настоящей эмансипе – носила брюки, курила, любила вечеринки и держалась за свою независимость.
Ее целостная и сильная натура нашла отражение в картине «После завтрака», вызвавшей настоящий скандал на выставке Ассоциации искусств в Финляндии – молодая женщина задумчиво курит за небрежно накрытым столом.
Художницу интересовала простая, обыденная жизнь женщин – и пусть хвалебные отзывы она получала за портреты респектабельных дам, писать ей хотелось простых крестьянок и их непростой быт. «Написано великолепно, но тема…» - раз за разом сетовали критики.
Впрочем, проникновенные женские образы с ее работ называли и очаровательными, чарующими. Они целостны, независимы, дружба и нехитрый одинокий быт здесь важнее романтических чувств. Любимыми моделями Элин были ее подруги и сестра.
Сложный характер Элин привел к конфликту с руководством художественной школы, где она преподавала. Обещанное место было отдано другой художнице – Хелен Шерфбек, представительнице финского модернизма. Элин сумела получить очередную стипендию и спешно уехала во Флоренцию, тайно лелея мечту оказаться в Академии искусств.
Но все сложилось иначе. Прогуливаясь по берегу, Элин повстречала юного красавца-брюнета Рафаэлло Гамбоджи. Закрутился страстный роман. Рафаэлло был моложе Элин на тринадцать лет и был крещен в римской католической церкви – потребовалось особое разрешение Папы Римского, чтобы взять в жены протестантку. Но их любовь, казалось, способна преодолеть все преграды.
Рафаэлло, как и Элин, был способен беззаветно отдаваться искусству, и в жизни обоих начался невероятно плодотворный творческий период. Их работы получили признание по всей Европе, Элин восхваляли итальянские критики, на супругов сыпались награды и хвалебные отзывы…
Катастрофа разразилась внезапно. Сначала Рафаэлло буквально на глазах у Элин изменил ей с ее подругой. Пытаясь спасти брак, Элин затеяла совместный с Рафаэлло круиз по Европе, но сама она никак не могла смириться с предательством любимого, а у него произошла манифестация психического заболевания.
Элин не могла оставить мужа в таком состоянии. Она разрывалась между заботой о супруге и творчеством, финансовое положение оставляло желать лучшего. Она оборвала все знакомства и оставила светскую жизнь, сосредоточившись лишь на самом важном – Рафаэлло и живописи. Спустя пятнадцать мучительных лет, в канун Нового 1920 года, Элин умерла от острой пневмонии. Рафаэлло, которому она посвятила последние годы жизни, пережил ее более чем на двадцать лет.