«Рождение Венеры» Боттичелли в деталях
698
просмотров
Сандро Боттичелли первым из европейских живописцев не нашел ничего греховного в обнаженном женском теле. Он даже увидел в нем аллегорию гласа Божьего.
«Рождение Венеры», Сандро Боттичелли, 1485

Обращение Боттичелли к языческому сюжету, да еще с обнаженной натурой, может, на первый взгляд, показаться странным: в начале 1480-х годов художник вроде бы посвятил себя христианскому искусству. В 1481–1482 годах Сандро расписывал Сикстинскую капеллу в Риме, а в 1485-м создал богородичный цикл: «Мадонна с младенцем», «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с книгой». Но это внешнее противоречие. Дело в том, что по мировосприятию Боттичелли был близок к флорентийским неоплатоникам — кружку, возглавляемому философом Марсилио Фичино, который стремился синтезировать античную мудрость с христианской доктриной.

Согласно представлениям неоплатоников, непостигаемый Бог все время воплощает себя в земной красоте, будь то красота телесная или духовная — одна без другой невозможна. Тем самым языческая богиня у неоплатоников становилась аллегорией гласа Божьего, несущего людям откровение прекрасного, через которое спасается душа. Марсилио Фичино называл Венеру нимфой Гуманности, «рожденной от небес и более других возлюбленной Богом Всевышним. Душа ее — суть Любовь и Милосердие, глаза ее — Достоинство и Великодушие, руки — Щедрость и Великолепие, ноги — Пригожесть и Скромность».

Такой синтез христианства и язычества присутствует и в работе Боттичелли. «Композиция „Рождения Венеры“, — писала историк искусства Ольга Петрочук, — удивительным… образом заключает содержание античного мифа в средневековую сугубо христианскую схему „Крещения“. Явление языческой богини уподобляется таким образом возрождению души — нагая, подобно душе, выходит она из животворных вод крещения… Немалая смелость понадобилась художнику и выдумка тоже немалая, чтобы заменить фигуру Христа победительной наготой юной женщины — сменив идею спасения аскетизмом на идею всевластия Эроса… Даже библейское „Дух божий носился над водами“ здесь приравнивается ни более ни менее как к дыханию Эроса, которое воплощают летящие над морем ветры».

«Венера» Боттичелли — первое изображение полностью нагого женского тела, где нагота не символизирует первородный грех (как, например, при изображении Евы). И кто знает, не будь картины отважного художника, появились бы на свет «Спящая Венера» Джорджоне (ок. 1510) или «Венера Урбинская» Тициана (1538)?

1. Венера. Согласно античному мифу, первый правитель мира — бог неба Уран был оскоплен собственным сыном Кроносом. Капли крови Урана упали в море и образовали пену, из которой и родилась стоящая на раковине Венера. На картине Боттичелли она стыдливо прикрывает грудь и лоно. Петрочук называет это «жестом обольстительной чистоты». Как полагают искусствоведы, моделью для образа Венеры послужила Симонетта Веспуччи — первая флорентийская красавица, возлюбленная младшего брата Лоренцо Медичи, Джулиано. Она скончалась во цвете лет от чахотки.

2. Раковина — символ женского лона, из которого выходит Венера.

3. Зефир — бог западного весеннего ветра. Неоплатоники отождествляли его с Эросом — богом любви. В мифе о Венере Зефир своим дыханием направил раковину с богиней к острову Кипр, где та ступила на землю.

4. Флора — супруга Зефира, богиня цветов. Союз Зефира и Флоры часто рассматривают как аллегорию единства плотской (Флора) и духовной (Зефир) любви.

5. Роза — символ любви и любовных страданий, причиняемых ее шипами.

6. Камыш — символ скромности Венеры, которая как бы стыдится своей красоты.

7. Ора Талло (цветущая) — одна из четырех ор, дочерей Зевса и Фемиды. Оры отвечали за порядок в природе и покровительствовали разным временам года. Талло «следила» за весной и поэтому считалась спутницей Венеры.

8. Василек — символ плодородия, так как он растет среди созревших хлебов.

9. Плющ — это растение, «обнимающее» стволы деревьев, символизирует привязанность и верность.

10. Мирт — растение, посвященное Венере (согласно рассказу древнеримского поэта Овидия, когда богиня любви ступила на землю Кипра, миртом она прикрыла наготу) и поэтому считавшееся еще одним символом плодородия.

11. Алая мантия — символ божественной власти, которой обладает красота над миром.

12. Маргаритка — символ невинности и чистоты.

13. Анемон — символ трагической любви, чашу которой придется испить Венере на земле. Согласно мифу, Венера влюбилась в очаровательного пастуха Адониса. Но любовь была недолгой: Адонис погиб на охоте от клыков кабана. Из слез, которые богиня пролила над телом возлюбленного, и родился анемон.

14. Апельсиновое дерево — символизирует надежду на вечную жизнь (апельсин — вечнозеленое растение).

Сандро Боттичелли. Автопортрет

Сандро Боттичелли

1445 — Родился в семье дубильщика во Флоренции.
1462 — Поступил учеником в мастерскую художника Филиппо Липпи.
1470 — Открыл собственную мастерскую.
1471 — Написал диптих «История Юдифи», который принес ему известность.
1477 — Написал картину «Весна».
1481–1482 — Расписывал Сикстинскую капеллу в Риме.
1485 — Закончил работу над «Рождением Венеры». Написал богородичный цикл.
1487 — Написал алтарь для церкви Святого Варнавы во Флоренции.
1489 — Написал «Коронование Марии» для церкви Сан-Марко во Флоренции.
1494 — Закончил картину «Клевета Апеллеса».
1501 — Пережил духовный кризис, создал «Покинутую» и «Положение во гроб».
1505 — Последняя завершенная работа «Чудеса святого Зиновия».
1510 — Умер во Флоренции, похоронен в церкви Оньисанти.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится