Почему этого не делал Сергей Коненков - известный российский скульптор, живя 20 лет в Америке. И почему, после войны сам Сталин отправил к берегам США пароход, чтобы доставить скульптора и его супругу в Москву, почему, так называемому невозвращенцу, были присвоены высокие звания государства. И еще немало «почему» из жизни художника далее - в обзоре.
Жизнь Народного художника СССР, Героя Соцтруда, лауреата Ленинской премии Сергея Коненкова была овеяна тайнами и загадками, некоторые из которых и по сей день не раскрыты. А на рубеже 19-20 столетия скульптора за его талант называли русским Роденом.
Во время еще первой революции Коненков на свои средства закупал браунинги для рабочих бригад и сам выходил сражаться на баррикады Москвы. И одновременно в своей мастерской ваял скульптор образы, которые были воплощением его мечты о свободе и равенстве. Поэтому, грянувшую октябрьскую революцию 1917 года встретил с воодушевлением и сразу же стал активистом по внедрению ленинского плана художественной пропаганды в массы. Даже встречался не раз с вождем пролетариата.
«Роден-невозвращенец».
Однако принятие идей социализма никак не мешали Коненкову вести богемный образ жизни. В его мастерской, которая в Москве слыла модным светским салоном, нередко собиралась, оставшиеся в России представители интеллигенции. Некоторые писатели, поэты, художники считали мастерскую Коненкова своим вторым домом и частенько захаживали туда. И это продолжалось до тех пор, пока скульптор вполне легально не выехал в 1923 году в Америку. Именно в декабре того года была организована в США выставка работ русских художников и скульпторов.
По окончанию выставки Коненков с женой в Россию не вернулись, оставшись в Америке на 20 с лишним лет. К его прозвищу «Роден» теперь уже приклеилось хлесткое «невозвращенец». Успокаивало лишь одно - Советскую власть скульптор не клеймил за океаном, как другие бежавшие отщепенцы.
Жизнь в Америке сделала его модным скульптором, заказов было предостаточно, чтобы не бедствовать. Там художник по-прежнему вел богемный образ жизни. Хотя многие считали Коненкова чудаком, скупавшим пни, которые потом перевоплощал в сказочных героев и эксклюзивную мебель. Это были кресла в виде лебедей, изогнувших длинные шеи, столы с сидящими на них разными зверушками. И, казалось, что такие гарнитуры создавала сама природа.
В элитной мастерской скульптора снова было людно, только теперь уже здесь собирался цвет русской эмиграции и представители от науки. Нужно заметить, что многие были очарованы молодой супругой художника, которая была моложе его на 22 года. В Маргариту были влюблены и Шаляпин, и Рахманинов и немало других.
Как-то в средине 30-х от Принстонского университета поступил заказ Коненкову на создание бюста знаменитого ученого физика-атомщика Альберта Эйнштейна. Во время сеансов позирования и состоялось знакомство ученого с женой скульптора. Какая-то невероятная сила притянула взгляды Маргариты и Альберта и, как тогда казалось, зажгла искру любви. Позже об их взаимоотношениях немало лет ходили слухи. Марго стала музой ученого, а через время и любовницей.
Но, что было удивительно больше всего, Коненков, за спиной которого буквально кипели страсти, довольно спокойно относился к увлечению своей молодой жены. И что было не менее поразительным в этой истории, так это то, что после Великой Победы 1945-го Сталин лично распорядился отправить в Америку за супругами Коненковыми пароход «Смольный». Для того, чтобы переправить в Союз скульптора, все его работы, вещи и даже сказочную мебель из пней.
Интрига продолжалась... И то, что случилось дальше, не менее было удивительным, нежели предыдущие события. Чете Коненковых власти выделили жилье недалеко от Кремля с огромной мастерской, где скульптор мог создавать большие проекты.
Неслыханная щедрость Сталина, поразила всех, даже его приближенных. Ведь за перебежчиками могли по тем временам отправить только ликвидационную бригаду, но никак не пароход, чтобы с почестями ввезти в страну.
Приоткрывая завесу тайны
Свет на эти загадку пролил намного позже начальник Четвертого (диверсионно-разведывательного) управления НКВД генерал-лейтенант Павел Судоплатов, знаменитый «ликвидатор» тех времен, написав книгу «Разведка и Кремль». В ней то и таились основные причины, из-за которых Коненковы были обласканы Советской властью после возвращения.
«Жена известного скульптора Коненкова, наш проверенный агент, сблизилась с крупнейшими физиками Оппенгеймером и Эйнштейном в Принстоне. Она сумела очаровать ближайшее окружение Оппенгеймера. После того как Оппенгеймер прервал связи с американской компартией, Коненкова постоянно влияла на Оппенгеймера и еще ранее уговорила его взять на работу специалистов, известных своими левыми убеждениями, на разработку которых уже были нацелены наши нелегалы и агентура... Существенной была роль в разведывательной операции по выходу на близкие к Эйнштейну круги ученых-специалистов, занятых разработкой в то время никому не известного «сверхоружия». Через супругов Коненковых к нам поступала важная информация о перспективах нового «сверхоружия», обсуждавшихся в Принстоне при участии Ферми и Оппенгеймера.»
Теперь как будто становилось все на свои места, и многое становилось понятным. И то, что модная мастерская знаменитого скульптора была лишь прикрытием. И то, что советская разведчица Маргарита Коненкова была ключевым звеном в раскрытии суперсекретного «сверхоружия» - атомной бомбы. И то, почему Сергей Коненков так хладнокровно относился к любовным связям своей жены. Все это и многое другое можно узнать из мемуаров Судоплатова.
Загадки продолжаются
Однако и здесь было не все так просто. Ведь в те годы человеческие жизни были обесценены. И немало разведчиков работающих в «Атомном проекте», возвращаясь в Союз, попадали прямиком … в тюрьмы. Или сразу же ставились к стенке. И теперь уж совсем непонятно за, что была оказана такая честь именно Маргарите Коненковой? И почему сам Иосиф Виссарионович лично был заинтересован в Коненковых? Ведь разведкой-то занимался Берия.
Свет на это «почему» проливают архивные письма Коненкова к Сталину из Америки, которые скульптор начал писать «отцу всех народов» перед самой войной. Сергей Тимофеевич Коненков, живя в США, не только создавал свои скульптуры, да жене-разведчице содействовал. Он еще увлекался теософией и занимался пророчеством. Еще в 30-х с большим рвением ударился в изучение библейских писаний, древних трактатов астрономов и теологов. Особенно Коненков заинтересовался «Апокалипсисом», самой загадочной книгой Нового завета, пророчащей конец света. Ее-то и пытался расшифровать скульптор всю свою последующую жизнь.
По его подсчетам, согласно всем источникам, получалось, что конец света начался еще в 1874 году. И так как это процесс, сильно растянутый во времени, его конечная точка так и не была обнародована скульптором. К слову, в свое время Исаак Ньютон конечной точкой назвал 2060 год.
А тогда в конце 30-х Коненков забросил все свои работы начал рисовать странные космические картины, которые не расшифрованы и по сей день. На карты звездного неба он накладывал карты земли и видел, то что не смог увидеть никто другой.
Позже свои пророчества-предупреждения Коненков посылал в Москву Сталину, прикладывая к ним загадочные карты и фотографии. В этих письмах он пророчил большую войну, несмотря на подписанный договор о мире, и умолял чтобы все готовились к неизбежному. Предрек он Сталину и победу над Германией.
И скорее всего этот неожиданно открывшийся дар был причиной тому, что Сталин проявил личный интерес к семье Коненковых. Дал пророку сталинскую премию, удостоил званий, обеспечил всем необходимым и поселил возле Кремля, чтобы был под присмотром.
И, что удивительно, себе Сергей Тимофеевич напророчил 100 лет жизни. И прожил бы их, если б не роковая поездка в санаторий, где по-недосмотру персонала подхватил воспаление легких. Два с половиной года не дожил до 100-летнего юбилея скульптор Коненков. Он скончался в 1971 году, на девять лет своего супруга пережила Маргарита Коненкова. Ей было 85.