1. Сикстинская капелла первоначально была крепостью
Строительство Сикстинской капеллы было начато в 1477 году. Первоначально она рассматривалась как оборонительное сооружение, в котором смог бы укрыться папа Римский Сикст IV в случае нападения неприятеля. На верхнем этаже постройки даже предусмотрены бойницы. Капелла получила свое название в честь папы.
2. Сикстинская капелла повторяет размеры Храма Соломона
Снаружи капелла выглядит довольно невзрачно, т. к. изначально она строилась как оборонительное сооружение. Тем не менее, ее размеры (ширина - 13,41 м, длина - 40,93 м, высота – 20,70 м) в точности повторяют очертания Храма Соломона из Ветхого Завета.
3. Над росписью Сикстинской капеллы работали лучшие художники
Несмотря на то, что венцом творения Сикстинской капеллы называют работу Микеланджело, росписью зала занимались самые именитые художники того времени: Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо, Пьетро Перуджино, Козимо Роселли. Гобелены создавал сам Рафаэль. Мастера создали 16 великолепных фресок (до нас дошло только 12), являющих собой довольно сложные композиции на библейские темы.
4. Микеланджело ненавидел расписывать потолок капеллы
Первоначально потолок Сикстинской капеллы оформлялся художником Piermatteo d'Amelia. Синий фон был усыпан множеством золотых звезд. Но по распоряжению папы, этот потолок был закрашен, а на его месте создавал свой шедевр Микеланджело Буонарроти.
Художник всегда говорил, что он больше скульптор, нежели художник. Однако предложение папы мастер воспринял как вызов и взялся за работу. Но все пять лет, которые Микеланджело потратил на работу над росписью, мастер жаловался своим друзьям, как он ненавидел этот потолок. Художник говорил, что у него «вырос зоб от этой пытки, а желудок раздавлен под подбородком». Распространенное мнение о том, что Микеланджело работал, лежа на спине, не соответствует действительности. Мастер разработал своеобразные подмостки-леса, на которых ему приходилось стоять, запрокидывая голову то вверх, то вниз, то в сторону.
5. Сотворение Адама
Центральная фреска «Сотворение Адама» заслуживает отдельного внимания. Ученые полагают, что изображение Бога на красном фоне напоминает очертания человеческого мозга. К тому же, Всевышний тут изображен в качестве умудренного седобородого старика. Этот образ стал архетипическим, и после Микеланджело практически все стали изображать Бога в подобной ипостаси.
6. Страшный суд
Практически через четверть века после росписи потолка Микеланджело снова призвали сделать еще одну фреску в Сикстинской капелле, на этот раз на алтарной стене. Интересен тот факт, что на том месте уже были фрески Перуджино, но их уничтожили ради нового шедевра. Микеланджело принялся за работу. На стене площадью в 200 кв. метров должна была появиться библейская сцена «Страшный суд».
За то время (22 года), что прошло между первой и последней работой Микеланджело, в церкви произошло много перемен, наступило время Реформации. «Страшный суд» вызвал не только восхищение, но и яростную критику. Обнаженные образы на фреске признали непристойными.
Микеланджело на удивление стойко переносил все нападки недоброжелателей и продолжал работать. Единственным безмолвным, но наглядным ответом на подобное отношение к его работе было изображение на фреске одного из рьяных критиков Бьяджо да Чезена с ослиными ушами. Обвивающая его змея означает, что этот человек отправляется в ад за свою похоть.
Все же понтифик велел другим художникам «прикрыть» наготу фиговыми листами, растениями, животными, одеждой. Конечно же, шедевру был нанесен ущерб. В 1590 году другой папа Климент VIII вообще решил уничтожить «Страшный суд», т. к. он считал, что фреска все равно слишком откровенна. К счастью, его отговорили от задуманного.