«…все были мертвецки пьяны, и стражи как внутри, так и снаружи дома, заснули. И вот Сигрид велела расправиться со всеми ними огнём и мечом. Дом и все, кто в нем был, сгорели, а те, кому удалось из него выбраться, были убиты». Так расправилась со сватами Сигрид Гордая, вдова шведского короля Эрика Победоносного и предположительная мать могучего скандинавского конунга Олафа Щётконунга. Достоверность жизни этой сильной и мстительной женщины является предметом споров, а её происхождение до сих пор туманно.
Скандинавка или полячка?
Основным источником, рассказывающем о жизни Сигрид, является сборник саг знаменитого исландского скальда Снорри Стурулсона «Круг земной», в котором описывается древняя история скандинавских стран и рассказывается как о легендарных, так и вполне исторических личностях стран Северной Европы. Благодаря этому произведению Сигрид часто называют первой известной королевой Швеции.
Кем же была Сигрид? Существует несколько гипотез относительно её происхождения, каждая из которых сталкивается с объективной критикой из-за хронологических несоответствий. Согласно первой, истоки которой берутся из саг Снорри Стурулсона, Сигрид была дочерью одного из шведских аристократов, некоего Скёглара-Тости, который, по словам скальда, «был в той стране [Швеции] самым могущественным и знатным человеком из тех, кто не был конунгом или ярлом». Другая версия происхождения Сигрид появилась благодаря трудам европейских средневековых хронистов, в частности, Адама Бременского. В труде «Деяния архиепископов Гамбургской церкви» автор не только касался истории распространения христианства на севере Европы, но и обращался к событиям в стане скандинавских «варваров». Там присутствует сообщение о том, что шведский король Эрик Победоносный в конце 10-го века в целях заключения союза с польским королём против датчан женился на его дочери, которую исследователи отождествляют с Сигрид.
Вторая версия вызывает много вопросов. Так, дочь короля Мешко, которую, предположительно, при рождении звали Святослава, была христианкой. Известно, что полулегендарный Эрик не исповедовал веру в Христа, поэтому такой союз мог привести только к обращению в язычество невесты, что в реалиях раннесредневековой Европы маловероятно.
О жизни Сигрид (или Святославы) в период первого брака мало что известно: Снорри вновь возвращается к этой героине уже после смерти Эрика, которая настигла могучего викинга в 995 году. В этом браке родился Олаф Щётконунг, который унаследует престол, примет католичество и сыграет большую роль в христианизации своих владений.
Неудачное двойное сватовство
Вдова бывшего шведского короля была, по свидетельству саг, одной из самых желанных невест в Швеции и сопредельных государствах. У неё было, как писал Снорри, «много больших поместий в Швеции». Поэтому неудивительно, что к бывшей королеве начали свататься викинги разной степени родовитости — урвать такой куш означало и серьёзно повысить своё политическое влияние.
Первую попытку предпринял Харальд Гренске, с которым Сигрид в детстве была весьма дружна. История помолвки началась с простого дружеского визита скандинавского конунга к подруге былых дней. Несколько пиров заставили викинга задуматься о личной жизни — особенно, согласно саге Снорри, его задели такие слова Сигрид: «она сказала, что не считает свои владения и свою власть в Швеции меньшими, чем его власть и владения в Норвегии». Харальд уже был женат, однако встреча с подругой детства и жажда власти заставили его задуматься о смене суженой. Через год он вернулся в Швецию и попытался убедить Сигрид принять его предложение о женитьбе, на что она резонно отметила, что не стоит разрушать его нынешний брак.
Но Харальд не унимался. Через некоторое время он нанёс новый визит Сигрид со своей дружиной, которая, не одобряя шагов своего лидера, пыталась отговорить норвежца от поспешных действий. К этому времени у шведской вдовы добавился новый жених — некий Виссвальд из … Гардарики! Доподлинно неизвестно, кто же из Руси пытался добиться расположения и средств шведской вдовы, однако некоторые исследователи указывают на то, что им, возможно, был волынский князь Всеволод Владимирович, большую часть жизни проведший в походах вместе со своей варяжской дружиной.
Однако Сигрид не хотела делиться ни с кем своим положением, не желая становиться пешкой в мужских играх. Вместо обычного отказа она решила разобраться с надоедливыми женихами весьма жестоким образом: после очередного пира, пользуясь недееспособностью гостей и их охраны, она приказала поджечь дом, в котором те находились. Это наказание практически повторяет знаменитую историю, связанную с русской княгиней Ольгой и древлянами. Нестор, автор «Повести временных лет», не мог заимствовать этот сюжет у Снорри, поскольку исландский скальд творил на пару веков позже русского летописца. По всей видимости, такое совпадение можно объяснить большим влиянием скандинавской культуры на русскую действительность.
Карма за обиду
Сигрид прожила без сватовства недолго. В 996 году её руки решил добиться норвежский король Олаф Трюггвасон, который долгое время провёл на Руси в дружине святого князя Владимира. Он нуждался в средствах и влиянии Сигрид в борьбе со своим главным противником, датским конунгом Свеном Вилобородым, а также в противостоянии с вассалами, не принимавшими насаждавшееся Олафом христианство.
Поначалу Сигрид благосклонно отнеслась к ухаживаниям. Однако, согласно истории, рассказанной Снорри, норвежский конунг с самого начала вёл себя по отношению к будущей жене не совсем честно. Золотое кольцо, которое он подарил шведской вдове в качестве знака своих намерений, оказалось испорчено медью, что Сигрид вполне могла посчитать за оскорбление. После небольшого перерыва Олаф при личной встрече с Сигрид вновь поднял вопрос о будущей женитьбе. На этот раз он поставил перед женщиной условие обязательного перехода в христианство. Между женихом и невестой разыгралась драматичная сцена.
— Я не намерена отказываться от веры, которая у меня была раньше и у моих родичей до меня. Но я не буду возражать против того, чтобы ты верил в того бога, который тебе нравится.
Тогда Олаф очень разгневался и вскричал:
- С какой же стати я женюсь на заядлой язычнице?
И ударил её по лицу перчаткой, которую держал в руке. Затем он встал, и она тоже. Сигрид сказала:
- Это может привести к твоей смерти.
Вскоре Олаф действительно погиб в морском сражении у Свольдера в 1000 году. Против него выступила коалиция датчан и шведов. Снорри Стурулсон связывает эту смерть в том числе и с тем фактом, что Сигрид вышла замуж за датского конунга Свена Вилобородого, что привело к возникновению антинорвежского союза. После победы над своим бывшим женихом Сигрид подарила мужу дочь Эстрид.
Доподлинно неизвестно, когда Сигрид Гордая встретила свою смерть. Скорее всего, она пережила могучего Свена, конунга Дании и короля Англии, скончавшегося в 1014 году.